Алгоритм действий по предоставлению субсидии в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 и образцы документов1. Организация до обращения за предоставлением субсидии открывает в банке счет 3605, предназначенный для учета средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда). В составе документов на открытие счета в банк предоставляется распоряжение органа государственного казначейства (Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску)) по месту регистрации организации (далее – орган казначейства). Для получения распоряжения необходимо обратиться с заявлением об открытии счета по Указу Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 (далее – Указ) в орган казначейства. Далее для открытия счета организация обращается в банк, указанный в распоряжении, выданном органом казначейства (абзац 4 пункта 5 статьи 105 Бюджетного Кодекса). Открытие счетов осуществляется в банках, 50 и более процентов акций которых принадлежат Республике Беларусь. К соответствующим банкам относятся ОАО «Акционерный Сберегательный банк «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк»,
Обращаем внимание, что использование данных счетов осуществляется исключительно для учета бюджетных средств, поступающих в рамках реализации Указа. Проведение операций, связанных с хозяйственной деятельностью организаций, по указанным счетам действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно части девятой пункта 1статьи 23 Бюджетного кодекса открытие и обслуживание банками счетов организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по открытым ими счетам для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также выполнение операций с этими средствами, исполнение платежных инструкций на перечисление платежей в бюджетыгосударственных внебюджетных фондов осуществляются без вознаграждения (платы). Данную информацию следует учитывать при заключении с банками договоров текущего (расчетного) банковского счета. Проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, находящимися на счетах по учету бюджетных средств, подлежат перечислению в доход бюджета фонда (код платежа 03804). Закрытие счета осуществляется в аналогичном порядке в срок не позднее трех месяцев после осуществления последней банковской операции, а при принятии местным исполнительным и распорядительным органом отрицательного решения по предоставлению субсидии – в течение 5 рабочих дней со дня получения такого решения. 2. Организация обращаетсяв местный исполнительный и распорядительный органпо месту ее регистрации с заявлением о предоставлении субсидии. К заявлению должны быть приложены документы: копия выписки банка об открытии счета; копии приказов организации об объявлении простоя не по вине работника и (или) установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенные в соответствии с законодательством; расчет размеров доплат работникам до величины минимальной заработной платы по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет фонда(по предлагаемой форме). Обращаем внимание!!! Для получения субсидии обособленному структурному подразделению (филиалу, представительству) юридического лица, имеющему отдельный баланс и самостоятельный учетный номер налогоплательщика,необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту его регистрации с предоставлением документов, указанных в абзацах втором-пятом части третьей пункта 1 Указа. В документах на получение субсидий указываются реквизиты обособленного структурного подразделения. При подаче документов должностными лицами филиала (представительства) необходимо дополнительно представить письменное согласование на получение субсидии с головной организацией в виде ходатайства (в произвольной форме). 3. Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 рабочих дней рассматривает обращение организации и выносит решение(по предлагаемой форме)о выделении субсидии, которое должно содержать: сумму доплат работникам организации; сумму обязательных страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет фонда; банковские реквизиты для перечисления каждой из сумм. 4. Местный исполнительный и распорядительный органне позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его в соответствующее областное (Минское городское) управлениеФонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – орган Фонда). 5.Орган Фондав течение 5 рабочих дней со дня получения решения: обеспечивает перечисление субсидии организации на открытый счет; уплачивает обязательные страховые взносы за организацию в бюджет фонда. 6. Организация не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления средств на открытый счет от органа Фонда, обязана произвести доплату работникам в полном объеме. Вопрос-ответ Ответы по доплатам работникам до величины минимальной заработной платы (МЗП) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 (далее – Указ № 178)Какие выплаты включаются в сумму заработной платы, применяемую для расчета доплаты работнику до величины МЗП, а какие не включаются? В сумму заработной платы включаются все выплаты, начисляемые за выполненную работу и отработанное время в соответствии с системой оплаты труда, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты. Не включаются выплаты социального характера, начисляемые в соответствии с коллективным договором (материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление, премия к юбилейной дате и т.п.), а также иные выплаты, не связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск, выходное пособие и т.д.). Как учитываются суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, при определении размера доплаты до величины МЗП? При расчете доплаты до величины МЗП будет учитываться сумма среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, рассчитанная только за рабочие дни (столбец 15 расчетной таблицы), а не за все календарные дни трудового отпуска. В сумму заработной платы, применяемую для расчета доплаты до величины МЗП, необходимо ли включать премию за апрель 2020 г., начисленную в мае 2020 г.? В сумму заработной платы за май 2020 г. необходимо включить все начисленные суммы заработной платы, прошедшие по лицевому счету работника за май 2020 г., в том числе начисленные в мае 2020 г. по результатам работы за предыдущие периоды (в данном случае премию за апрель 2020 г.). Если работник находился в период с 1 по 31 мая 2020 г. в простое не по его вине, но в этом периоде им выполнялись работы по разовым нарядам. Каким образом следует рассчитать доплату до величины МЗП? Размер доплаты будет рассчитываться как разница между величиной МЗП, которая для работника составит 375 рублей, и начисленными суммами заработной платы за дни простоя и за выполнение разовых нарядов. Из какого количества рабочих дней следует определить величину МЗП, если по инициативе нанимателя работнику установлена неполная рабочая неделя? В данном случае для определения величины МЗП работнику используется количество рабочих дней запланированныхправилами внутреннего трудового распорядка(графиком работ (сменности)), до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя, которое указывается в столбце 4 расчетной таблицы. Как рассчитать величину МЗП для работников, принятых на неполное рабочее время по соглашению сторон, которым в дальнейшем по инициативе нанимателя снижена продолжительность неполного рабочего времени? Для расчета величины МЗП (столбец 19 расчетной таблицы) необходимо определить размер МЗПдля таких работников. Размер МЗП (столбец 18 расчетной таблицы)определяется путем умножения размера месячной МЗП на соотношение расчетной нормы неполного рабочего времени, на которую работник принят (переведен) по соглашению сторон до уменьшения нанимателем этой нормы рабочего времени, к полной (сокращенной) норме рабочего времени, рассчитанной для данного работника. Например, 375 руб. х 0,25, 0,5 ит.д. Аналогичный порядок расчета будет применяться и для работников, работающих по совместительству. Для работника, работающего у одного нанимателя по основной работе и по внутреннему совместительству, размеры доплатдо величины МЗП необходимо рассчитывать раздельно по двум трудовым договорам? Да. В таком случае размеры доплат до величины МЗП необходимо рассчитать раздельно по условиям двух трудовых договоров и в расчетной таблице информацию по данному работнику следует отразить в двух разделах «Работники с нормальной продолжительностью рабочего времени» и «Работники, принятые на работу (переведенные) на неполное рабочее время по соглашению сторон, а также по совместительству». Работником совершен прогул. Включается ли этот день при определении величины МЗП? Не включается. Дни прогулов не включаются в количество отработанных рабочих дней при расчете величины МЗП и отражаются в столбце 17 расчетной таблицы.Величина МЗПбудет уменьшена с учетом количества дней прогулов. Работник весь май 2020 г. находился в краткосрочном отпуске с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса. Рассчитывается ли в данном случае доплата до величины МЗП? Не рассчитывается вне зависимости от того предоставлен ли краткосрочный отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Согласно нормам Указа № 178 доплата до величины МЗП производится работникам, которые в расчетном месяце работали неполное рабочее время по инициативе нанимателя и (или) находились в простое не по вине работника. Будет ли учитываться доплата работнику до величины МЗП при расчете среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством? Доплата работнику до величины МЗП, выплаченная нанимателем после получения субсидии, не будет включаться в расчет суммы среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством. Это обусловлено тем, что согласно законодательству данная доплата выплачивается не из средств нанимателя, не является заработной платойи не предусмотрена утвержденным перечнем выплат, включаемых в расчет среднего заработка. ПРИМЕР. В коммерческой организации работники работают в режиме пятидневной 40-часовой рабочей недели с выходными днями суббота и воскресенье. В связи с эпидемиологической ситуацией и уменьшением объемов работ по инициативе нанимателя работникам с 1 по 31 мая 2020 г. установлена неполная рабочая неделя (3 рабочих дня в неделю с понедельника по среду). При этом с 11 по 13 мая 2020 г. был установлен простой не по вине работников с оплатой в размере 2/3 тарифных ставок (тарифных окладов) работников. Как в данном случае рассчитать величину МЗП работникам? РЕШЕНИЕ. Величина МЗП в мае 2020 г. составит 375 рублей при условии отсутствия в данном месяце социальных отпусков, поскольку количество дней, применяемых для расчета величины МЗП, и рабочих дней в месяце совпадает. Справочно: Количество дней, применяемых для расчета величины МЗП, составит 20 дней (столбец 4 расчетной таблицы): 3 дня – количество дней простоя (11-13 мая 2020 г.); 9 отработанных рабочих дней в режиме неполной рабочей недели (4-6, 18-20, 25-27 мая 2020 г.); 8 рабочих дней, запланированных правилами внутреннего трудового распорядка до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя (7, 8, 14, 15, 21, 22, 28, 29 мая 2020 г.). В мае 2020 г. в соответствии с режимом работы организации установлено 20 рабочих дней. При предоставлении работнику в мае 2020 г. социального отпуска в количестве 3 дней (с 4 по 6 мая 2020 г.) количество дней, применяемых для расчетавеличины МЗП, составит 17 дней. В данном случае величина МЗП для работника составит 318,75 рублей (375 рублей х 17 дней / 20 дней). Учитывается ли доплата работнику до величины МЗП в заработке для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам? Не учитывается. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам включаются виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы (пункт 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение о пособиях). Справочно: Оплата труда – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором (часть первая статьи 61 Трудового кодекса Республики Беларусь). Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (статья 57 Трудового кодекса Республики Беларусь). Доплата до величины МЗП выплачивается работникуза счет полученной субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и является временной мерой государственной поддержки работников, не работающих в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работников, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя. В связи с этим доплата работнику до величины МЗП не включается в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Предприятие находится в простое с 1 мая 2020 года. Одновременно я работаю у другого нанимателя по совместительству. Будет ли мне доплачено до величины минимальной заработной платы по основному месту работы? Да, при условии обращения организации, которая является основным местом Вашей работы, за субсидией в местный исполнительный и распорядительный орган и принятия положительного решения указанным органом о ее предоставлении. Так, при простое не по вине работника наниматель выплачивает работнику заработную плату не ниже двух третей установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада. Нанимателем в локальном правовом акте может быть установлен более высокий размер. Гарантия по сохранению заработной платы не ниже двух третей установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада применяется независимо от того, присутствуют ли работники на рабочем месте в период простоя или отсутствуют. Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, приравненных к ним) представлено право на получение субсидии для работников, не работающих в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника для осуществления им доплат до величины минимальной заработной платы. Совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. Таким образом, если работник, находящийся в простое, работает по совместительству у этого же или у другого нанимателя либо выполняет какие-либо разовые работы или оказывает разовые услуги на основании гражданско-правового договора, то заработная плата, которую работник получит за работу на условиях другого трудового договора по совместительству, или же его вознаграждение по гражданско-трудовому договору не будут учитываться при расчете доплаты до величины минимальной заработной платы по основному месту работы. На предприятии объявлен простой. Каков порядок объявления простоя? Простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое) (статья 34 Трудового кодекса). По общей продолжительности простой не может превышать суммарно шести месяцев в течение календарного года. При объявлении простоя наниматель должен издать приказ (распоряжение) и ознакомить с ним работников под роспись. Согласие работников на объявление простоя не требуется. В приказе наниматель указывает: • дату и время начала и окончания (если она известна на день издания приказа) простоя; • причину простоя; • наименования структурных подразделений, которые находятся в простое, Ф.И.О., должности служащих (профессии рабочих), в отношении которых объявляется простой (если простой не затрагивает организацию полностью); • размер оплаты простоя • при необходимости, условие нахождения работников на рабочих местах. Целесообразность отсутствия работников на рабочих местах в период простоя определяется нанимателем. При простое не по вине работника работнику выплачивается заработная плата не ниже двух третей установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада. Нанимателем в локальном правовом акте может быть установлен более высокий размер. Справочно: Оклад - размер оплаты труда работника бюджетной организации, иной организации, получающей субсидии, работники которой приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (статья 60 Трудового кодекса) Гарантия по сохранению заработной платы не ниже двух третей установленных тарифной ставки (тарифного оклада), оклада применяется независимо от того, присутствуют ли работники на рабочем месте в период простоя или отсутствуют. В период простоя работник может привлекаться к другим работам. Время этих работ оформляется выдачей разовых нарядов и оплачивается как отработанное время. Облагается ли подоходным налогом доплата работнику до величины МЗП, выплаченная нанимателем после получения субсидии? Не облагается. Данная доплата до величины минимальной заработной платы, предусмотренная пунктом 1 Указа № 178, не является объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц, и наниматель обязан начислить и выплатить ее работнику в полном объеме исходя из расчетов, представленных в местный исполнительный и распорядительный орган, и денежных средств перечисленных Минским городским управлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Субсидия, предусмотренная пунктом 1 Указа № 178, по своему содержанию и порядку предоставления является государственной социальной поддержкой работников. Заявление на получение субсидии Разъяснения по Указу № 178Обращаем Ваше внимание, что нахождение работников в отпуске без сохранения заработной платы в период с 01.05.2020 по 31.07.2020, не является основанием для получения организацией субсидии по Указу № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» (далее – Указ № 178). Право на получение субсидии по Указу № 178 предоставлено организациям лишь в двух случаях: когда работники не работают в период с 01.05.2020 по 31.07.2020 в связи с простоем не по вине работника; Справочно. Простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое). При этом общая продолжительность простоев не может превышать суммарно шести месяцев в течение календарного года (часть первая статьи 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). При простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже двух третей установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада (часть первая статьи 71 ТК). когда работникам в период с 01.05.2020 по 31.07.2020 установлено неполное рабочее время по инициативе нанимателя. Справочно Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда)(статья 290 ТК). Телефонные линии для консультацийПо вопросам предоставления субсидии по Указу № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» организованы телефонные линии для консультаций представителей организаций, зарегистрированных в г.Минске. По вопросам исчисления доплат работникам до величины минимальной заработной платы: Министерство труда и социальной защиты – 8 017 309 9 309; комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома – 8 017 351 01 83, 8 017 247 18 78. По вопросам исчисления обязательных страховых взносов: Минское городское управление Фонда социальной защиты населения – 8 017 215 29 28. |