BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Комментарии к законодательству

Комментарии к законодательству

Оплата труда в бюджетной сфере

  • Повышение с 1 ноября 2022 г. надбавок работникам сферы социального обслуживания
  • Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.
  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июня 2016 г. № 31 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2016 г. № 9»
  • Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни»
  • Разъяснение о порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267

  • Повышение с 1 ноября 2022 г. надбавок работникам сферы социального обслуживания

    Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 ноября 2022 г. № 73 с 1 ноября 2022 г. работникам учреждений социального обслуживания увеличиваются размеры надбавки за работу в сфере социального обслуживания.

    Справочно:

    Данная надбавка работникам учреждений социального обслуживания установлена в дифференцированных размерах от 20% до 90% от базовой ставки с 1 января 2022 г.

    С 1 ноября надбавка увеличивается:

    социальным работникам, сиделкам, медицинским дезинфекторам и рабочим (санитаркам, няням, младшим медицинским сестрам по уходу за больными и др.) – на 10 процентных пунктов к действующему размеру; 

    прочим работникам – на 5 процентных пунктов к действующему размеру .

    Кроме этого, постановлением расширен круг получателей надбавки. Так, с 1 ноября 2022 г. указанную надбавку будут получать работники домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства в следующих размерах:

    руководители и специалисты – 30% базовой ставки;

    прочие работники – 20% базовой ставки.

    В результате заработная плата работников домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства за ноябрь в среднем увеличится на 6-10 процентов.

    В дальнейшем размер указанной надбавки будет увеличиваться пропорционально росту базовой ставки.  Очередное повышение базовой ставки произойдет уже с 1 января 2023 г.

    В ноябре-декабре 2022 г. и в 2023 году на выплату надбавки  планируется направить средства в размере  92,5 млн. руб.

    Таким образом, с учетом увеличения размеров надбавки, а также роста базовой ставки (6 раз в течение 2022 г.) заработная плата работников сферы социального обслуживания за 2022 г. увеличится в среднем на 21 процент и составит порядка 960 рублей.



    Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.

    В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 (далее – Указ № 27).

    В состав данной рабочей группы вошли представители республиканских органов государственного управления и Комитета государственного контроля.

    Рабочей группой была проведена аналитическая работа, в том числе с выездом на места, направленная на разрешение проблемных вопросов, возникших в организациях при применении норм Указа № 27.

    В ходе проведения указанной работы неоднократно указывалось на фактическую утрату стимулирующей функции премии, поскольку Указом № 27 определено, что на ее выплату направляются средства в размере 5 процентов от сумм окладов работников, а неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, могут направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.

    Это привело к необходимости установления государственными органами надбавок, дублирующих функции премии. Кроме этого, и работникам и руководителям организаций более понятно и привычно материальное стимулирование с учетом оценки результатов ежемесячной работы с использованием премии в более высоких размерах.

    На основании предложений рабочей группы издан Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482 (далее –Указ № 482), которым внесены изменения в Указ № 27.

    В соответствии с Указом № 482 с 1 июля 2021 г. предусматривается увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций с 5 до 20 процентов от суммы их окладов в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Кроме этого на премирование будут направляться неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в 1 полугодии 2021 г.

    Данная мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.

    В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа № 482, утвержденного Правительством Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 30/223-446/13266р, государственными органами, Национальной академией наук (далее – государственные органы), отдельными бюджетными организациями, не подчиненными и не входящими в состав (систему) государственных органов (далее – отдельные организации), приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие размеры всех видов стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат (из расчета премии 20 процентов от суммы окладов) и позволяющие с 1 июля 2021 года обеспечить реализацию норм Указа № 482.

    По вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты:

    8 нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие на работников подчиненных организаций и работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области деятельности) соответствующих государственных органов.

    Справочно. Приняты следующие нормативные правовые акты:

    постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 53»;

    постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 2»;

    постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 32»;

    постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. № 286 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71»;

    постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 36»;

    постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 января 2021 г. № 2 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»;

    постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23»;

    постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 99»;

    29 локальных правовых актов (постановления и приказы иных государственных органов, которые распространяют свое действие на подчиненные организации, а также локальные правовые акты отдельных организаций).

    Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20 процентов сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021 года.

    Кроме того, во исполнение Плана мероприятий государственными органами приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) соответствующих государственных органов, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов.



    Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июня 2016 г. № 31 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2016 г. № 9»
    Указанное постановление принято с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ), которым с 1 июля 2016 г. проведена деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь, и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2016 г. № 477 «О внесении изменения и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Правительства Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Постановлением от 28 июня 2016 г. № 31 внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2016 г. № 9, в соответствии с которыми проденоменированы размеры ежемесячных дифференцированных доплат.

    С 1 июля 2016 г. они установлены в следующих размерах: с 1-го до 6-го разряда – 8 рублей 60 копеек; с 6-го до 10-го разряда – 8 рублей; с 10-го до 17-го разряда – 7 рублей 50 копеек; по 17-му разряду – 7 рублей 50 копеек. Одновременно обращаем внимание на то, что постановление вступило в силу после его официального опубликования, но начисление ежемесячных дифференцированных доплат осуществляется в указанных в постановлении размерах с 1 июля 2016 г.


    Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни»
    С 25 июля 2014 года вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни» (далее – постановление).

    Пунктом 32 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» статья 69 Трудового Кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции.

    Новая редакция частей первой и второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что:

    1) за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата работникам: со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок; с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов);

    2) конкретный размер доплаты для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях – трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

    Справочно: До 25 июля 2014 г. статьей 69 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусматривалась оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. При этом каждый час работы в сверхурочное время оплачивался:

    1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

    2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

    Конкретный размер оплаты за сверхурочную работу устанавливался нанимателем самостоятельно (часть первая статьи 63 ТК), но не ниже размера, предусмотренного частью первой статьи 69 ТК.

    Таким образом, на основании части второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь постановлением установлен конкретный размер доплаты за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни работникам бюджетных организаций.

    Например.

    1. Работник (водитель) с повременной оплатой труда отработал всего 169 часов, в том числе сверхурочно 3 часа.

      Доплата за 3 часа сверхурочной работы составит – 19 391 руб. (тарифный оклад 1 072 957 руб. / 166 ч. * 3 ч.).

      Таким образом, начисленная заработная плата (за 169 ч.) составит всего 2 837 649 руб., в том числе:

      тарифный оклад (за 169 ч.) – 1 092 348 руб.;

      повышения тарифного оклада на:

      15 процентов за стаж работы в отрасли – 163 852 руб.,

      50 процентов в соответствии с п.п. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь № 29 – 546 174 руб.;

      надбавка за классность 25 процентов – 273 087 руб.;

      доплата за особый характер работы 25 процентов – 273 087 руб.;

      премия 20 процентов – 469 710 руб.;

      доплата за сверхурочные 3 часа – 19 391 руб.


    2. За месяц работник, которому установлена сдельно-премиальная система оплаты труда, оказал 120 единиц услуг, в том числе 10 единиц услуг в сверхурочное время. Сдельная расценка 1 единицы услуги составляет 50 000 руб.

      Итого начисленная заработная плата составит 8 300 000 руб., в том числе:

      сдельный заработок – 6 000 000 руб. (120 ед.у. * 50 000 руб.);

      премия 1 800 000 руб. (6 000 000 руб. * 30 процентов);

      доплата за услуги, оказанные в сверхурочное время, 500 000 руб.
      (10 ед.у. * 50 000 руб.).


    Разъяснение о порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267
    О порядке повышения тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267

    В соответствии с абзацем третьим пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – Постановление) Министерство труда и социальной защиты разъясняет следующее.

    Постановлением установлены повышения тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации).

    Постановление распространяется на поименованные в нем категории работников бюджетных организаций, а также на работников бюджетных организаций, которые содержатся за счет приносящей доходы деятельности, если оплата их труда осуществляется по условиям, определенным для бюджетных организаций.

    При установлении повышений тарифных ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным Постановлением, другие повышения тарифных ставок (окладов), установленные в соответствии законодательствомне отменяются.

    Тарифные ставки (оклады) рассчитываются согласно подпункту 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь  от 21 января 2000 г . № 6 (далее – постановление № 6).

    Размеры всех установленных Постановлением повышений определяются  от тарифных окладов (ставок) в порядке, предусмотренном в пункте 4 приложения 1 к постановлению № 6.

    Повышение тарифных окладов (ставок) устанавливается нанимателем.

    1. По подпункту 1.2 пункта 1 Постановления.

    Повышение тарифных окладов (ставок) на 10 процентов устанавливается всем молодым специалистам, получившим высшее и среднее специальное образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов либо на условиях оплаты, направленным на работу по распределению в бюджетные организации (далее – молодые специалисты).

    Согласно законодательству выпускники учреждений образования, получившие среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, считаются молодыми специалистами и обязаны отработать по распределению два года. Указанный срок  работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем.

    На выпускников, получивших среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования на условиях оплаты, по их желанию направленных на работу, распространяются гарантии, предусмотренные для молодых специалистов. Таким образом, на них распространяется повышение тарифных окладов (ставок) на 10 процентов при условии, что они направлены на работу по распределению в бюджетные организации.

    Данное повышение устанавливается молодым специалистам врачам,  медицинским сестрам, фельдшерам, психологам, специалистам по социальной работе, педагогическим работникам, тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам, спортсменам-инструкторам, заведующим сельскими клубами, библиотекарям, артистам, инженерам, техникам, экономистам, бухгалтерам, юристам,  лаборантам и другим специалистам, работающим в бюджетных организациях.

    Кроме того, данное повышение распространяется на молодых специалистов, направленных на работу по распределению в государственные органы (за исключением назначенных на должности государственных служащих), группы централизованного хозяйственного обслуживания организаций образования  и организаций культуры, централизованные бухгалтерии и др.

    В случае работы молодого специалиста в бюджетной организации, в которую он был направлен по распределению, по одной и той же должности по основному месту работы и на условиях внутреннего совместительства, повышение тарифных окладов (ставок), предусмотренное подпунктом 1.2. пункта 1 Постановления, устанавливается ему как по основной работе, так и по работе по совместительству. Например, молодой специалист по распределению работает тренером – преподавателем по спорту, на условиях внутреннего совместительства – также тренером-преподавателем по спорту. Повышение по подпункту 1.2. пункта 1 Постановления этому молодому специалисту положено и по основному месту работы, и по работе по совместительству.

    Если молодой специалист на условиях внутреннего совместительства работает по другой должности, данное повышение ему не устанавливается. Например, молодой специалист по распределению работает учителем, на условиях внутреннего совместительства – воспитателем группы продленного дня. Повышение по подпункту 1.2 пункта 1 Постановления этому молодому специалисту положено только по основному месту работы – учителем.

    Молодым специалистам, которые имеют право кроме повышения тарифных окладов (ставок) в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 на его повышение по одному из оснований, предусмотренных в подпунктах 1.3-1.6 пункта 1, повышение тарифных окладов (ставок) производится по каждому из оснований.

    Повышение тарифных окладов (ставок) молодым специалистам на 10 процентов, предусмотренное Постановлением,  не лишает их права на выплаты, установленные, например:

    Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г . № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» (повышение тарифных ставок (окладов) на 50 процентов молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи, доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда молодым специалистам с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, работающим в государственных организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета);

    постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 г . № 86 «О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования» (доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников);

    отдельными нормативными правовыми актами - повышение тарифных ставок (окладов) на 10 процентов отдельным категориям молодых специалистов из числа выпускников ведущих высших учебных заведений и другие.

    2. По подпункту 1.3 пункта 1 Постановления.

    Данным подпунктом  с 1 сентября 2010 г. установлено повышение тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам бюджетных организаций (за исключением профессорско-преподавательского состава высших учебных заведении и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров), на 25 процентов.

    Указанное повышение устанавливается  всем специалистам из числа  педагогических работников всех бюджетных организаций. Так, например, оно устанавливается не только воспитателям учреждений образования, но и воспитателям детских больниц,  детских хосписов, детских санаториев, воспитателям  домов-интернатов для детей с особенностями физического развития  системы  Минтруда и соцзащиты и др.

    При определении должностей педагогических работников, на которых распространяется действие данного  подпункта Постановления,   рекомендуем   руководствоваться подпунктами 3.1.1 и 3.1.3 пункта 3 «Образование»  Перечня специалистов бюджетных организаций здравоохранения, социальной защиты, образования, науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, радио и телевидения, архивов и архивных учреждений, редакций газет и журналов, прилагаемого к  Положению о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденному постановлением Министерства труда от 12 января 2000 г . № 4 (далее - Пункт 3). В подпункте 3.1.1. поименованы должности специалистов из числа педагогических работников, в подпункте 3.1.3. содержатся должности руководителей из числа педагогических работников.

    Применение повышения тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам на 25 процентов согласно данному подпункту Постановления не лишает их права на другие повышения, установленные педагогическим работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Например, на повышение тарифных окладов (ставок) мастерам производственного обучения и преподавателям предметов (дисциплин) профессионального компонента учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, на 10 процентов согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г . № 1854 «О совершенствовании оплаты труда отдельных категорий педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из бюджета»;  повышение тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам (за исключением мастеров производственного обучения и преподавателей предметов (дисциплин) профессионального компонента) отдельных учреждений образования, на 5 процентов согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 г . № 86.

    Повышение тарифных окладов на 25 процентов согласно данному подпункту Постановления не распространяется на  руководителей и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.

    При определении должностей профессорско-преподавательского состава, на которых не распространяется действие данного подпункта Постановления, рекомендуем руководствоваться подпунктами 3.1.2. и 3.1.4. Пункта 3, в которых содержатся соответственно должности специалистов из числа профессорско-преподавательского состава и руководителей из числа профессорско-преподавательского состава.

    Пункт 3 (подпункты 3.1.1 – 3.1.4) был разработан для целей исчисления стажа работы по специальности. Применение его для принятия решения об отнесении должностей руководителей и специалистов к педагогическим работникам и профессорско-преподавательскому составу носит рекомендательный характер.

    Понятия  «педагогические работники» «профессорско-преподавательский состав» содержатся в Законах Республики Беларусь «Об образовании» (статья 52),  «Об общем среднем образовании»  (статья 46), «О профессионально-техническом образовании» (статья 31), «О высшем образовании» (статья 31) и др.

    По вопросам отнесения отдельных руководителей и специалистов к педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу, к категории молодых специалистов Министерством образования дано разъяснение письмом от 15 ноября 2010 г . № 11-02-17/580дп, которое направлено управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома.

    3По подпункту 1.4 пункта 1 Постановления.

    В соответствии с данным подпунктом устанавливается повышение на 25 процентов тарифных окладов врачам,  работающим в бюджетных организациях (больницах, поликлиниках, диспансерах, учреждениях образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта, театрально-зрелищных организациях и др.).

    Норма данного подпункта распространяется на врачей всех специальностей, в том числе руководителей структурных подразделений, обособленных структурных подразделений и руководителей (заместителей руководителей) бюджетных организаций.

    Разъяснения по применению подпункта 1.4 пункта 1 Постановления содержатся в письме Министерства здравоохранения от 17 сентября 2010  г. № 03-2-07/2958, которое направлено в управления здравоохранения облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома.

    4. По подпункту 1.6 пункта 1 Постановления.

    4.1. Данным подпунктом установлено, что тарифные оклады работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений, повышаются на 15 процентов. Соответствующий перечень должностей работников культурно-просветительных учреждений утвержден постановлением Министерства культуры от 29 сентября 2010 г . № 36 (далее – Перечень).

    В соответствии с данным Перечнем повышаются тарифные оклады работников учрежденийимеющих статус культурно-просветительного учреждения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1991 года № 832-XII «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь».

    Справочно: В соответствии с подпунктом 3-2 пункта 3 статьи 21 главы 4 указанного Закона к культурно-просветительным учреждениям относятся организации культуры, которые осуществляют культурную деятельность через обеспечение доступа физических лиц к культурным ценностям, которые находятся в фондах указанных организаций, или через создание условий для занятия народным и художественным творчеством, самообразованием, а также для духовного и физического развития.

    К культурно-просветительным учреждениям относятся музеи, библиотеки, клубные учреждения и другие типы учреждений  культуры, которые осуществляют указанную  культурную деятельность.

    Учитывая, что Перечень утвержден постановлением Министерства культуры, при возникновении неясностей, связанных с включением в него отдельных должностей либо с определением статуса культурно-просветительного учреждения, рекомендуем обращаться в данное министерство.

    4.2. На основании подпункта 1.6 пункта 1 также повышаются тарифные оклады работникам структурных подразделений бюджетных организаций, работа в которых соответствует характеру работы культурно-просветительного учреждения:

    4.2.1. специалистам (главным специалистам), указанных структурных подразделений, не относящимся к категории педагогических работников, наименования базовых должностей которых содержатся в  таблице 1 приложения 8 к постановлению № 6 (далее – таблица 1).

    Справочно: Квалификационные характеристики должностей указанных работников, как правило, включены в раздел «Квалификационные характеристики должностей служащих культурно-просветительных учреждений» 30 выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в культуре и искусстве», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 29 декабря 2001 г . № 25.

    Например, повышение тарифного оклада  устанавливается по должностям:

      библиотекаря общеобразовательной школы, воинской части;

      главного библиотекаря, ведущего библиотекаря библиотеки вуза, НИИ  (наименование базовой должности включено в таблицу 1);

      руководителя кружка (аккомпаниатора, концертмейстера, культорганизатора и др.), не относящегося к категории педагогических работников (по аналогичным должностям, отнесенным к категории педагогических работников, повышение тарифных окладов устанавливается на основании подпункта 1.3 пункта 1 Постановления);

      хормейстера хора студентов; режиссера непрофессионального театрального коллектива, имеющего наименование «народный» и т.д.;
    4.2.2. руководителям (заместителям руководителей) указанных структурных подразделенийнаименования должностей которых однозначно указывают на характер деятельности структурного подразделения (заведующий библиотекой, заведующий клубом, художественный руководитель клуба, заведующий музеем и т.д.)  вне зависимости от наличия в подчинении работников.

    По другим должностям руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений бюджетных организаций  при решении вопроса об установлении им повышения тарифного оклада Министерство труда и социальной защиты рекомендует использовать следующий критерий: указанное повышение устанавливается, если не менее 50 процентов  штатной численности специалистов, находящихся подчинении данного руководителя (заместителя руководителя), имеет право на установление повышения тарифного оклада на основании подпункта 1.6 пункта 1.