BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Комментарии к законодательству

Комментарии к законодательству

Оплата труда руководителей

  • Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 956 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений и структурного элемента постановления Правительства Республики Беларусь»

  • Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 956 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений и структурного элемента постановления Правительства Республики Беларусь»
    Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 956 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений и структурного элемента постановления Правительства Республики Беларусь»

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 956 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений и структурного элемента постановления Правительства Республики Беларусь» (далее – постановление) принято в целях:

    • реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 в части расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности (подпункт 7.1);

    • приведения норм отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 (далее – Указ № 181);

    • внедрения международного опыта по организации оплаты труда и прогрессивных инновационных подходов по формирования заработной платы, в том числе опыта Китая по стимулированию труда руководителей коммерческих организаций.
    Основной акцент в постановлении сделан на изменении подходов к мотивации труда руководителей коммерческих организаций.

    Так, в нем упрощен порядок установления коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы по организациям в целом (далее – коэффициент соотношения) для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов. После вступления в силу постановления коэффициент соотношения для руководителя до 6,0 включительно будет устанавливаться нанимателем самостоятельно, а свыше 6,0 и до 8,0 включительно - по согласованию с Премьер-министром Республики Беларусь.

    Справочно: ранее коэффициент соотношения до 5,0 включительно устанавливался органом, заключившим контракт, самостоятельно, а свыше 5,0 и до 8,0 включительно - постановлением Правительства по согласованию с Главой государства.

    Кроме того, Положение об оплате труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 (далее – Положение), изложено в новой редакции.

    В нём внедрён новый вид материального стимулирования руководителей организаций краткосрочный бонус – поощрительная выплата из прибыли, устанавливаемая органом, заключившим контракт, за выполнение и (или) перевыполнение качественных показателей развития организации. Например, таких показателей прогноза как рентабельность продаж, производительность труда, сальдо внешней торговли товарами и услугами, снижение уровня энергоёмкости и материалоёмкости продукции и иных показателей.

    Справочно: в целях повышения эффективности системы управления социально-экономическим развитием Программой деятельности Правительства на 2011 – 2015 годы предусмотрено, в частности, создание эффективного стимулирования менеджмента предприятий за выполнение названных качественных показателей.

    При этом размер краткосрочного бонуса должен быть не менее 1 оклада по каждому основанию.

    Данный вид стимулирующей выплаты, характерный для Китая, Корейской Республики, Германии, Швеции, Венесуэлы и других экономически развитых и развивающихся стран, ранее не применялся в отечественной практике организации заработной платы руководителей.

    Претерпело изменение и премирование руководителей коммерческих организаций. Так, сокращён перечень показателей, за выполнение которых будет выплачиваться премия, и изменена периодичность – установлено ежемесячное премирование по результатам финансово-хозяйственной деятельности в общем размере до 1 оклада включительно.

    Основным стимулирующим элементом заработной платы руководителей остается позитивно зарекомендовавший себя по итогам работы за 2010 год новый вид выплат – годовой бонус, который будет выплачиваться за выполнение основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности и показателей прогноза социально-экономического развития в размере не менее 12 окладов.

    Слайды 1-3



    Следует отметить, что механизм мотивации труда руководителей организаций тоже претерпел изменение. Так, органу, заключившему контракт, предоставлено право самостоятельно выбирать элементы стимулирования труда руководителей организаций по двум вариантам:

    1 вариант - ежемесячное премирование и годовой бонус по итогам работы за год;

    2 вариант – система краткосрочных бонусов с выплатой годового бонуса по итогам работы за год.

    Кроме того, органу, заключившему контракт, предоставлены широкие права по установлению порядка, условий и конкретных показателей стимулирования труда руководителей. Все эти вопросы они решают самостоятельно.

    Дополнительно постановлением были внесены изменения и в ряд других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников коммерческих организаций.

    Так, учитывая что Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь нормами Указа № 181 придан рекомендательный характер и, следовательно, наниматели могут принимать решения об установлении в организации системы оплаты труда без её применения, то принятое постановление Правительства вносит корректировку в нормативные правовые акты в части изменения ранее используемой терминологии на используемую в Трудовом кодексе Республики Беларусь - «тарифные ставки (оклады)».

    Справочно: например, в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 623, от 30 декабря 2001 г. № 1906, от 15 февраля 2008 г. № 202.

    В настоящее время Министерством труда и социальной защиты активно проводится работа по пересмотру нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оплаты труда в реальном секторе экономики. На сегодняшний день принято 15, отменено 26 и внесено изменений в 13 нормативных правовых актов.

    Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь П.П. Грушник