BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Новости

30.06.2015

На что способен человек в борьбе за квадратные метры жилья

Пресловутый квартирный вопрос – вечная тема для репортажей! Чужие квадратные метры, которые многие могут посчитать своими по причине, известной только им одним. Корреспондент агентства «Минск-Новости» уточнила у специалистов, как обезопасить наших стариков от алчности горе-родных.

Со свету сживают

– Мир перевернулся. За последних три года в психоневрологических домах-интернатах введено 680 новых мест и свободных уже нет, – констатировала председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович. – Опять появится очередь на определение в эти учреждения несчастных стариков. Вот где проблема. Проблема в обществе – ради квартир, которые достанутся в наследство после признания близкого человека недееспособным, братья, племянники и другие кровные родственники идут на все. Одни скрывают свои намерения, другие открыто говорят об этом. В 2014 году нам передано здание школы-интерната № 5 на улице Ангарской. Мы перепрофилировали его под психоневрологический интернат № 2 на 250 мест. Заполнили их менее чем за полгода. Большинство постояльцев – пожилые люди 1922–1938 года рождения, не одинокие. Сейчас их родственники с нами переписываются, жалуются, спорят на тему «Почему им не отдают на руки средства в размере 10 % от пенсий, ведь они навещают родных? Гостинцы иногда приносят. Значит, положено». По закону никто кроме родственников не имеет права подать судебный иск на признание близкого человека недееспособным. И они подают. Всеми правдами-неправдами добиваются своего, определяют человека в психоневрологический дом-интернат. На полное гособеспечение. Государство позаботится.

Очень удобная позиция – не надо ждать, пока владелец квартиры умрет, а она остается родным. Некогда родным, которые в свою очередь нередко вступают в борьбу между собой за вожделенные квадратные метры. Завещания оспаривают. Доказывают в суде, что те, кому досталось наследство, не должным образом ухаживали за стариком (старушкой). А ведь у несчастного, о котором сейчас заботится государство, не что иное как старческая деменция.

– Когда ко мне на прием приходят и говорят, что родную бабушку с деменцией нужно определить в специнтернат, становится не по себе, – вспоминает Жанна Александровна. – Человек с деменцией как ребенок, а его – к психически нездоровым людям? Специальных отделений для таких людей нет. И сердце не болит? Квартира, отвечают, нужна. Бабушкина, минская. В райцентре, в двушке, на сорока квадратных метрах в восьмером ютимся…

Иные люди доводят богатого (в их понимании) родственника, единоличного владельца жилья (в столице, регионе, особого значения не имеет), до неадекватного психического состояния. Дальше действуют по плану. Нетрудно догадаться, какому.

Найдется, кому досмотреть

– Пресловутый квартирный вопрос испортил многих: против алчности горе-родных нет противоядия, – согласилась заместитель главы администрации Заводского района Людмила Барановская (курирует социальную сферу). – У некоторых идея фикс – оформить престарелого родственника в психоневрологический интернат. Как недееспособного… Деменция и энцефалопатия – это возрастное, после 80 лет многим такие диагнозы можно поставить. При этом второй диагноз, он чаще встречается, не повод для определения в специнтернат. Несмотря на помощь государства, лучше, чем близкие, о стариках никто не позаботится. Да, государство определяет перечень необходимой социальной помощи этой категории населения, в том числе выделяет места для недееспособных пожилых людей, ставших обузой родным, в специальных интернатах. Немощным людям обеспечивают социальный уход, начиная от утреннего умывания до укладывания на ночной сон. И ночные сиделки там есть.

Если человек преклонного возраста одинок, ему не хватает общения и трудно справляться с бытовыми проблемами, есть оптимальный вариант – проживание в ГУ «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак» (Минский район, деревня Тресковщина). На условиях договора пожизненного содержания, попросту – ренты.

Почему государство пошло на это? Было немало случаев, когда одинокие пожилые люди заключали договоры с близкими или дальними родственниками (или вовсе с посторонними гражданами) о пожизненном содержании в обмен на наследование квартиры, но впоследствии их обманывали. Фактически немощные люди оказывались на улице. Только в Минске до появления ренты более 200 одиноко проживающих людей преклонного возраста остались один на один со своей бедой – совершив сделку, родственники присваивали себе квартиру. Государство пришло на помощь – оформило в дома-интернаты.

Другая форма социального обслуживания одиноко проживающих стариков – приемная семья, когда пожилых людей на определенных условиях «усыновляют» посторонние люди. В таких случаях органы соцзащиты на произвол судьбы бабушек и дедушек не бросают – регулярно патронируют.

Дополнительная информация

Все участники, ветераны Великой Отечественной войны проходят комплексные медицинские осмотры на дому (приходят сотрудники поликлиник). И только в столице им предоставляется курс реабилитации в медицинском центре «Элеос» (Дом милосердия) – 16 дней пребывания за счет городского бюджета. На каждого – 8 млн рублей.

Компетентно

Жанна Романович, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:

– Начиная с 2011 года город интенсивно работает над обеспечением пожилых граждан различными видами социальных услуг. Ведется строительство интернатных учреждений. В 2013-м сдан в эксплуатацию новый корпус психоневрологического интерната № 3 на 156 мест. В 2014-м введены в строй два новых корпуса и проведена модернизация уже имеющихся зданий аналогичного учреждения в Острошицком Городке, что позволило организовать еще 220 мест.

Мы также внедрили новые формы социального обслуживания. В доме-интернате для пенсионеров и инвалидов на улице Ваупшасова открыли отделение дневного пребывания для пожилых. В территориальных центрах социального обслуживания населения уже есть такая услуга. Это очень удачная идея. Пожилой человек может в течение дня рационально питаться, пройти несложное медицинское обследование и лечение.

Людмила Барановская, заместитель главы администрации Заводского района:

– К одиноко проживающим людям преклонного возраста, участникам, ветеранам Великой Отечественной войны, которым трудно самостоятельно передвигаться, ухаживать за собой, несколько раз в неделю приходят на дом социальные работники. Если пожилой человек пишет заявление о снятии с социального обслуживания, соцработники не подмахивают его сразу, беседуют и все равно раз в квартал навещают. То есть он не теряется. Такого нет, чтобы родня забрала его в другой город, деревню и он выпал из поля зрения. Когда такой пожилой человек переезжает, органы соцзащиты делают запрос в местные органы медицинского и социального обслуживания населения: все ли в порядке, каковы условия проживания и так далее. И местные работники отчитываются.


Все новости