BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Комментарии к законодательству

Средний заработок

  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 июня 2014 г. № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47»

  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 июня 2014 г. № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47»

    Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 июня 2014 г. № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47» (далее – постановление) подготовлено в целях реализации статьи 2 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон), а также, в целях приведения норм Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 г. № 47 (далее – Инструкция № 47), в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и с учетом практики ее применения. Данным постановлением вносятся изменения и дополнения в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47, а также в порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, установленный Инструкцией № 47.

    В соответствие с внесенными Законом изменениями в статьи 81 и 82 Трудового кодекса Республики Беларусь приведены в соответствие с ними название главы 2, пункт 1, подпункты 4.7, 5.34 Инструкции № 47. Постановлением установлено, что в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, не включается оплата пособий по временной нетрудоспособности и (или) по беременности и родам, вне зависимости от того, в каком размере она произведена.

    Оплата всех видов пособий осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения и не включается в фонд оплаты труда организации.

    Условный пример. Работница получала пособие по беременности и родам с ноября 2013 г. по март 2014 г. и в марте ушла в отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 х лет.
    В августе 2014 г. она увольняется. Какой период надо принимать для исчисления среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск?
    Исключаются ли из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, месяцы, за которые работница получала пособие по 2 беременности и родам?

    Согласно нормам Инструкции № 47 для исчисления среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск принимается 12 календарных месяцев (с 1 го до 1 го числа), предшествующих месяцу выплаты компенсации.

    В данном случае с августа 2013 г. по июль 2014 г. Так как, с ноября 2013 г. по июль 2014 г. работница сначала получала пособие по беременности и родам, а затем находилась в отпуске по уходу за ребенком и получала пособие по уходу, то месяцы с ноября 2013 г. по июль 2014 г. из периода, принимаемого для расчета, исключаются. Следовательно, средний заработок для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск будет исчисляться исходя из заработной платы, начисленной работнице с августа по октябрь 2013 г. (3 месяца).

    Исключение месяцев, в которых работнику производилась выплата пособий по временной нетрудоспособности, из расчета среднего заработка, сохраняемого за время отпусков и для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, осуществляется в соответствии с пунктом 13 Инструкции № 47, так как в этом месяце работник освобождался от работы в соответствии с законодательством.

    В данном случае сравнение заработной платы месяцев, в которых работник болел, с заработной платой полностью отработанных месяцев производится без учета выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности.

    Пунктом 13 Инструкции № 47 определено, что если в месяцах, когда работник освобождался от работы, он имел заработок выше или на уровне полных месяцев, то эти месяцы из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, не исключаются.

    Условный пример. Работник уходит в трудовой отпуск в августе 2014 г. Для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска, принимается период с августа 2013 г. по июль 2014 г. В феврале 2014 г. работник дней болел (из них 5 рабочих дней) и ему было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 80 процентов среднего заработка. Необходимо ли применять в данном случае пункт 13 Инструкции? Исключается ли данный месяц из периода, взятого для расчета среднего заработка?

    Ответ. Да, в данном случае необходимо применять пункт 13 Инструкции. Для обоснованности исключения февраля 2014 г. из периода, принимаемого для расчета, необходимо сравнить оплату, произведенную работнику в феврале, со всеми остальными месяцами.

    При этом для сравнения, за февраль 2014 г. принимается заработная плата, начисленная работнику за 15 рабочих дней (по графику – 20 рабочих дней), т.к. за 5 рабочих дней работнику было начислено пособие по временной нетрудоспособности. В заработную плату включаются выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (ежемесячные, квартальные, полугодовые премии, единовременные премии, по итогами работы за год и т.д.)

    В результате, если уровень оплаты труда работника в феврале 20 г. находится на уровне или выше уровня оплаты остальных месяцев, то исключать его из расчета нецелесообразно. Если февраль 2014 г. все таки исключается из периода, то соответственно исключаются и все выплаты, произведенные в данном месяце. Кроме того, с учетом практики применения норм Инструкции № 47 внесены изменения в порядок исчисления среднего заработка для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством.

    Согласно нормам Инструкции № 47 при исчислении среднего заработка для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством, принимается заработная плата, начисленная работнику за два календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу, в котором производится выплата на основе среднего заработка. Внесенными изменениями конкретизирован период и заработная плата, которая принимается для исчисления вышеуказанного среднего заработка в двух случаях: первый случай - если работник не работал после трудоустройства ни одного дня до начала выплат по среднему заработку; второй случай - если работник работал только в месяце трудоустройства до начала выплаты по среднему заработку или увольнения. Если работник не работал после трудоустройства и не имел фактически начисленной заработной платы (фактически отработанных дней) до начала выплат по среднему заработку, то средний заработок сохраняется исходя из тарифной ставки (оклада).

    Условный пример: Работник трудоустроился в организацию 18 августа 2014 г и со дня трудоустройства направлен на курсы переподготовки с сохранением среднего заработка за время нахождения на курсах. Каким образом рассчитать работнику средний 4 заработок, сохраняемый за все рабочие дни, приходящиеся на время курсов переподготовки по основному месту работы?

    Ответ. В данном случае, среднедневной заработок исчисляется исходя из тарифной ставки установленной работнику в трудовом договоре (контракте) путем ее деления на количество рабочих дней в данном месяце, согласно графику работы. Общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, приходящихся на период нахождения работника на курсах переподготовки. Если работник работал только в месяце трудоустройства до начала выплаты по среднему заработку или его увольнения, то для исчисления среднего заработка принимается фактически начисленная заработная плата за фактически отработанные работником дни в месяце трудоустройства до начала указанных выплат (его увольнения).

    Условный пример: Работник трудоустроился в организацию с августа 2014 г. С 18 по 22 августа 2014 г. наниматель направляет работника в командировку в Российскую Федерацию. Каким образом рассчитать работнику средний заработок, сохраняемый за все рабочие дни, приходящиеся на время командировки по основному месту работы?

    Ответ. Согласно внесенной норме в Инструкцию № 47 средний заработок сохраняемый работнику за все рабочие дни, приходящиеся на время командировки по основному месту работы будет исчисляться исходя из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные работником дни в периоде с 1 по 17 августа 2014, т.е. до начала командировки.

    Среднедневной заработок определяется путем деления фактически начисленной заработной платы с 1 по 17 августа 2014 г., на фактически проработанные в течение этого периода дни. Общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, подлежащих оплате с 18 по 2 августа 2014 г. Аналогичные нормы предусмотрены в Российской Федерации, Республике Молдова, Республике Казахстан. Внесены изменения в порядок определения размеров выходного пособия, пособия по безработице и стипендии безработным, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственной службы занятости (пункт 30 Инструкции № 47). Так, при расчете среднемесячной заработной платы для определения выходного пособия 5 может применяться как среднедневной, так и среднечасовой заработок. Это обусловлено установлением в организации различных режимов рабочего времени.

    Из порядка корректировки среднего заработка исключена норма, согласно которой при проведении совершенствования состава заработной платы поправочные коэффициенты при исчислении среднего заработка не применялись. Необходимость проведения совершенствования состава заработной платы была обусловлена государственным регулированием формирования тарифной части заработной платы, а также установленными ограничениями по включению общей суммы средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании.

    В настоящее время в отношении организаций в реальном секторе экономики осуществляется политика либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширения прав нанимателей в стимулировании их труда. Это определено статьей 63 Трудового Кодекса Республики Беларусь, Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181; Нанимателям предоставлено право самостоятельно принимать решение о введении иной системы оплаты. Проведение совершенствования состава заработной платы в организации – это тоже введение иной системы оплаты труда либо изменение действующей.

    В связи с этим, с 19 декабря 2013 г. были отменены Рекомендации по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты от 15 июня 2009 г. N 73. Соответственно, из главы 4 Инструкции № 47 исключена норма, которой был определен порядок корректировки среднего заработка после проведенного совершенствования состава заработной платы. В данном случае, если в организации будет проведено совершенствование состава заработной платы, что аналогично введению в организации иной системы оплаты труда, то корректировка среднего заработка будет производиться пропорционально отработанному времени до и после ее введения (проведения совершенствования).

    В приложении к Инструкции № 47 в перечень выплат, не учитываемых при исчислении среднего заработка, включена ежемесячная доплата к заработной плате в размере, определяемом 6 работодателем, производимая работникам согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее Указ № 441). Это обусловлено следующим. Нормы Указа № 441 позволяют работнику выбрать ежемесячную доплату к заработной плате взамен формирования права на профессиональную пенсию. Ее размер будет определяться работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника по тарифу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование». Следовательно, нормы Указа №441 предоставляют возможность работникам, которые до 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, выбрать способ компенсации занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями оплаты труда.

    Учитывая, что данная доплата носит характер компенсаций взамен суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование, то она не должна учитываться при исчислении среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством.

    Заместитель начальника управления организации и мотивации труда
    главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
    Секержицкая Е.И.