BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

Охрана труда

  • Как проводится общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
  • Добрый день, может ли предприятие ООО заменить одни виды средств индивидуальной защиты на другие, более удобные, добавить новые виды СИЗ?
  • Как осуществляется общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
  • Может ли наниматель продлить сроки носки специальной одежды и специальной обуви?
  • С какой даты исчисляются сроки носки средств индивидуальной защиты?
  • Какие основные разделы должны содержать инструкции по охране труда?
  • Каков порядок актуализации инструкций по охране труда?
  • Какие виды инструкций по охране труда существуют? Какой порядок их разработки, согласования и утверждения?
  • Какие виды инструктажей по охране труда должны проводиться в организации? Кем проводится инструктажи по охране труда?
  • Какой документ составляется по результатам специального расследования несчастного случая на производстве?
  • Как обеспечиваются средствами индивидуальной защиты работники, совмещающие профессии?
  • Каковы основные обязанности работающего по охране труда?
  • В каком порядке расследуются нанимателем несчастные случаи на производстве?
  • В каких случаях работник может быть отстранен от работы?
  • Каков порядок проведения проверки знаний работающих по вопросам охраны труда при невозможности создания комиссии в организации?
  • Какие установлены предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжести вручную?
  • Зависит ли от формы собственности нанимателя обеспечение работников средствами индивидуальной защиты?
  • Я работаю заведующей складом. На нашем предприятии есть специалист по охране труда. Мой работодатель сказал, что я сама должна контролировать сроки выдачи СИЗ и депремировал, т.к комиссия внесла замечание за несвоевременную выдачу СИЗ?
  • Мне выдали СИЗ, однако ни в каком документе я не ставил подписи, возможно ли это?
  • Имеет ли право работодатель выдавать работникам СИЗ сверхустановленных норм?
  • Если СИЗ предоставляет в аренду аутсорсинговая компания, кто отвечает за своевременный ремонт и стирку?
  • Наниматель предложил взять х/б костюм, который не постиран. Имею ли я право отказаться?
  • Нашей строительной бригаде сделали замечание насчет грязной обуви. Правомочно ли это со стороны надзорных органов?

  • Как проводится общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?

    Профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры (далее - профсоюзы) вправе осуществлять общественный контроль, в том числе за соблюдением законодательства об охране труда (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 п. 2 Указа о профсоюзах, ч. 1 ст. 13 Закона о профсоюзах, ст. 42 Закона об охране труда).

    Профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль
    в отношении тех организаций и их обособленных подразделений, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана первичная профсоюзная организация; медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций; созданных организациями учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее - организации) (подп. 1.2.3 п. 1 Указа о профсоюзах).

    Права профсоюзов в области охраны труда конкретизированы
    в ст. 13 Закона о профсоюзах. В частности, профсоюзы имеют право участвовать в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда и др. (ч. 2 ст. 13 Закона о профсоюзах).

    Общественный контроль осуществляется профсоюзами либо в форме проведения проверок, либо в формах, не связанных с проведением проверок.

    Профсоюз не вправе применять санкции к нанимателям и привлекать должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, к административной ответственности.

    Право профсоюзов осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок закреплено в ч. 1 п. 5 Указа о проведении проверок. В ходе проверки технические инспекторы труда профсоюзов имеют право (п. 3, подп. 4.2 п. 4 Положения об осуществлении общественного контроля профсоюзами, ч. 4 ст. 13 Закона о профсоюзах):

    - требовать от нанимателя устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих;

    - требовать приостановления этим нанимателем выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений - в случае непосредственной угрозы для жизни и здоровья работающих. При этом после устранения нарушений наниматель обязан направить письменное уведомление, на основании которого (не позднее двух рабочих дней со дня его получения) профсоюз вправе принять решение о разрешении дальнейшего выполнения работ, в том числе возобновлении деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования (п. 28 Положения об осуществлении общественного контроля профсоюзами);

    - запрашивать и получать от контролируемых субъектов, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях;

    - принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.



    Добрый день, может ли предприятие ООО заменить одни виды средств индивидуальной защиты на другие, более удобные, добавить новые виды СИЗ?

    Согласно Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (ред. от 27.06.2019 № 30) (далее – Инструкция) наниматель имеет право выдавать работникам по согласованию с профессиональными союзами (далее - профсоюзы) либо уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее, если не установлено иное, - уполномоченные лица) в пределах одного вида средства индивидуальной защиты, предусмотренного типовыми нормами, средство индивидуальной защиты с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами
    и гигиеническими характеристиками.

    В отдельных случаях наниматель имеет право, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), характера и условий труда по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами заменять один вид средства индивидуальной защиты, предусмотренный типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

    Наниматель имеет право в зависимости от условий труда и характера выполняемых работ выдавать работникам дополнительно не предусмотренные в типовых нормах средства индивидуальной защиты.

    Обращаем внимание, что повышение уровня профессионального риска работников в результате замены средств индивидуальной защиты в соответствии с Инструкцией не допускается.



    Как осуществляется общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?

    В соответствии со статьей 463 ТК РБ и статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профсоюзы в порядке, установленном законодательством. Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» определен порядок осуществления такого контроля. Согласно названному Указу общественный контроль осуществляется профсоюзами:

    в форме проведения проверок, а также мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок;

    в отношении контролируемых субъектов – организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее – контролируемые субъекты);

    на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном республиканскими союзами (ассоциациями) профсоюзов (далее – республиканские объединения профсоюзов) порядке;

    общественный контроль (за исключением осуществляемого в форме проведения проверок) осуществляют представители профсоюзов, порядок назначения (избрания, наделения полномочиями) которых устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов. Полномочия представителей профсоюзов на осуществление данного общественного контроля подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке;

    первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица (далее – первичные профсоюзные организации) осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок;

    по результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено названным Указом. Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок. В организациях при отсутствии профсоюзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица, которые избираются на общем собрании работников организации сроком от 2 до 5 лет. Их деятельность регулируется Инструкцией о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179.

    Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:

    соблюдением законодательства о труде;

    соблюдением законодательства об охране труда;

    соблюдением законодательства о профсоюзах;

    выполнением коллективного договора (соглашения).

    Общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:

    за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах – правовые инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;

    за соблюдением законодательства об охране труда – технические инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к техническому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего технического образования;

    за выполнением коллективного договора (соглашения) – правовые и технические инспекторы труда профсоюзов. Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов (далее – проверяющие) являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами. Запрещено осуществление общественного контроля в форме проведения проверок в течение двух лет со дня:

    государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

    присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций;

    создания – представительств иностранных организаций.

    В течение срока, указанного выше могут назначаться проверки:

    для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

    по заявлению контролируемого субъекта;

    при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;

    для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (далее – контрольная проверка).

    Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Без включения в план осуществления профсоюзом проверок в отношении контролируемых субъектов проверки назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза, помимо оснований, указанного выше, при наличии у профсоюза информации, полученной от:

    государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

    первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).

    Плановые проверки одного контролируемого субъекта по различным вопросам в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими проверяющими, в том числе различных профсоюзов, только в форме проведения совместной проверки.

    Не допускается:

    проведение профсоюзами нескольких плановых проверок одного и того же контролируемого субъекта в течение календарного года;

    проверка профсоюзом контролируемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период совместно с другим профсоюзом, в том числе в ходе совместной проверки.

    В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения. Осуществление в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

    Сроки назначения плановой проверки исчисляются профсоюзом со дня окончания им предыдущей плановой проверки.

    Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, календарного года.

    В соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного названным Указом, назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за десять рабочих дней до начала ее проведения.

    Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя профсоюза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке.

    Срок проведения проверки не может превышать трех рабочих дней. Срок проведения контрольной проверки не должен превышать одного рабочего дня. Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращение физического лица – члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

    Проверяющий обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в представлении (справке), выдаваемом проверяющим по результатам проверки.

    Невнесение проверяющим записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим лицом либо должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной. Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) контролируемого субъекта.

    Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки руководителю профсоюза, назначившему проведение проверки, и рассматривается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому субъекту, а в случае принятия решения о признании проверки незаконной – также в органы прокуратуры. В случае несогласия с решением вышестоящего профсоюза (руководителя профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) проверяющего либо должностного лица профсоюза, назначившего проведение проверки, могут быть обжалованы контролируемым субъектом в суд.

    Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.

    Право составлять протоколы об административном правонарушении предоставлено уполномоченным должностным лицам органов прокуратуры, а рассматривать дела о данном правонарушении – районному (городскому) суду. Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, признанной незаконной, рассматривается как ненадлежащее исполнение своих обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

    По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), проверяющим составляется представление.

    Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения), оформляются справкой. Представление (справка) оформляется в двух экземплярах. Требования к содержанию справки устанавливаются республиканскими объединениями профсоюзов.

    Представление (справка) подписывается проверяющим и вручается контролируемому субъекту или его представителю в срок и порядке, установленные профсоюзом. Контролируемый субъект письменно сообщает профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления.

    Руководитель профсоюза (уполномоченный им заместитель руководителя профсоюза), подписавший предписание на проведение проверки, не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения о выполнении требований представления вправе назначить проведение контрольной проверки.



    Может ли наниматель продлить сроки носки специальной одежды и специальной обуви?
    Согласно пункту 33 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» сроки носки специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

    С какой даты исчисляются сроки носки средств индивидуальной защиты?
    Пунктом 32 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» определено, что сроки носки средств индивидуальной защиты установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время ее хранения в теплый период года.
    Кроме того, сроки носки средств индивидуальной защиты, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются нанимателем по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами. При этом указанные сроки должны быть не менее сроков носки, установленных в типовых нормах для аналогичных средств индивидуальной защиты.


    Какие основные разделы должны содержать инструкции по охране труда?
    Основные разделы инструкции по охране труда и их содержание определены Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) от 28.11.2008 № 176 (далее – постановление).

    Требования инструкции по охране труда излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

    Согласно постановлению инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:

      «Общие требования по охране труда»;

      «Требования по охране труда перед началом работы»;

      «Требования по охране труда при выполнении работы»;

      «Требования по охране труда по окончании работы»;

      «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».
    В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться другие главы.

    В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

    требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии и (или) виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;

    обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты, заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации, немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

    требования о недопустимости нахождения работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочем месте, курения в неустановленных местах;

    перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;

    перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;

    требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

    порядок уведомления работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;

    требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг;

    ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.

    В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

    проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;

    подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);

    проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

    приемки рабочего места при сменной работе.

    В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

    способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;

    требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

    способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

    указания по безопасному содержанию рабочего места;

    основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

    действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;

    требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

    В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

    порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

    порядок уборки рабочего места;

    порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи их по смене;

    требования по соблюдению мер личной гигиены;

    порядок извещения непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица работодателя о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

    В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

    возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;

    действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;

    действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;

    порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.

    Каждой инструкции по охране труда присваивается название и обозначение (регистрационный номер в организации). В названии инструкции по охране труда кратко указывается для какой профессии или вида работ (оказываемых услуг) она предназначена.


    Каков порядок актуализации инструкций по охране труда?
    Согласно Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) от 28.11.2008 № 176 (далее – постановление), инструкции по охране труда актуализируются с целью определения их соответствия действующим требованиям по охране труда и решения вопроса о необходимости их пересмотра.

    Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а инструкций по охране труда для профессий и работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в три года.

    Если в течение указанных сроков условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции по охране труда, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от _ №_» на первой странице инструкции по охране труда.

    До истечения указанных сроков в постановлении инструкции по охране труда пересматриваются в случаях:

    • введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

    • внедрения новой техники и технологий;

    • применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы. В данном случае пересмотр инструкции по охране труда производится до введения указанных изменений;

    • возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.
    Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций по охране труда такой же, как и вновь разработанных.


    Какие виды инструкций по охране труда существуют? Какой порядок их разработки, согласования и утверждения?

    Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда в порядке, установленном Инструкцией о порядке разработки и принятии локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).

    Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работающими различных профессий и должностей (погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и иные), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и иные).

    Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.

    При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда для профессий или отдельных видов работ (услуг) работодатели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

    В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

    Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.

    Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными (аккредитованным) на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.

    Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих.

    Перечень инструкций по охране труда утверждается руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

    Разработка инструкций по охране труда осуществляется на основании приказов или письменных распоряжений руководителя организации, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ.

    Инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (далее — профсоюз) (уполномоченных лиц по охране труда работников организации).

    Руководство разработкой инструкций по охране труда возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

    Служба охраны труда организации (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда.

    При использовании в качестве инструкций по охране труда типовых инструкций по охране труда (без их переработки с учетом специфики деятельности организации) последние (за исключением случая, когда работодатель, не наделен правом принятия локальных нормативных правовых актов) необходимо согласовать и утвердить в порядке, установленном Инструкцией № 176.

    Подготовительная работа, предшествующая разработке инструкций по охране труда, включает:

    • анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, профессиональных рисков, а также типичных, наиболее вероятных для соответствующей профессии, вида работ (услуг) причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • изучение информационных писем, приказов, распоряжений, постановлений органов государственного управления, вышестоящих организаций в связи с имевшими место авариями, несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и по другим вопросам охраны труда;

    • подбор и изучение нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, которые могут быть использованы при разработке инструкций по охране труда, а также других документов, соответствующей технической литературы, учебных пособий и тому подобного;

    • определение вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для соответствующей профессии, вида работ (услуг), имеющих место при нормальном режиме, отклонениях от нормального режима, в аварийных ситуациях, мер и средств защиты от них;

    • подбор средств индивидуальной защиты, обеспечивающих эффективную защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов, присущих данному технологическому процессу (виду работ, услуг), как в нормальном режиме, так и в аварийных ситуациях;

    • определение требований по охране труда к применяемому оборудованию, приспособлениям, инструменту, безопасных методов и приемов работы, последовательности выполнения работ, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих отражению в инструкции по охране труда.

    Требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, других документов, включаемые в инструкцию по охране труда, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работающего. Положения указанных документов, не требующие конкретизации, вносятся без изменений в инструкцию по охране труда.

    Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации).

    После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается.

    Проект инструкции по охране труда оформляется в соответствии с требованиями законодательства о делопроизводстве, подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование:

    • службе охраны труда (специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), аккредитованного (аккредитованному) на оказание услуг в области охраны труда;

    • при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, другим заинтересованным структурным подразделениям и должностным лицам организации;

    • профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).

    Утверждение инструкции по охране труда осуществляется руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда, либо приказом организации.

    Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются в порядке, установленном в организации, после чего выдаются руководителям структурных подразделений и соответствующим должностным лицам организации с внесением сведений в журнал учета выдачи инструкций по охране труда по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 176.

    Для работающих на вводимых в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и подготовленных к эксплуатации (в том числе выпуску продукции, производству работ, оказанию услуг) объектах строительства допускается разработка инструкций по охране труда, действие которых носит временный характер (далее — временные инструкции по охране труда).

    Временные инструкции по охране труда обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.



    Какие виды инструктажей по охране труда должны проводиться в организации? Кем проводится инструктажи по охране труда?
    В соответствии с требованиями Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 по характеру и времени проведения инструктаж по охране труда бывает следующие:

    • вводный;

    • первичный на рабочем месте;

    • повторный;

    • внеплановый;

    • целевой.

    Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.

    В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

    При наличии в организации пожарной, газоспасательной и медицинской служб вводный инструктаж по соответствующим разделам программы вводного инструктажа может быть дополнен инструктажем, проводимым работниками указанных служб.

    При территориальной удаленности структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения. Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.

    Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник участка, мастер и другие должностные лица).


    Какой документ составляется по результатам специального расследования несчастного случая на производстве?
    По результатам специального расследования несчастного случая на производстве в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», составляется заключение государственного инспектора труда (представителя уполномоченного органа надзора и государственного инспектора труда) о несчастном случае.


    Как обеспечиваются средствами индивидуальной защиты работники, совмещающие профессии?
    Согласно пункту 39 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 работникам, совмещающим профессии (должности) или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии должны быть в зависимости от выполняемых работ дополнительно выданы и другие виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для совмещаемой профессии (должности). В этих случаях сроки носки дополнительно выдаваемых средств индивидуальной защиты продлеваются нанимателем по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами, как для средств индивидуальной защиты, используемых неполный рабочий день.


    Каковы основные обязанности работающего по охране труда?
    Согласно статьи 19 Закон Республики Беларусь «Об охране труда» работающий обязан:

    • соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

    •  использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты;

    • проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

    • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

    • немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

    • исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

    Помимо этого работник несет обязанности:

    • по выполнению норм и обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;

    • в случае отсутствия средств индивидуальной защиты по немедленному уведомлению об этом непосредственного руководителя либо иного уполномоченного должностного лица нанимателя;

    • по оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленному извещению своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.


    В каком порядке расследуются нанимателем несчастные случаи на производстве?
    В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным исходом или приведшего к тяжелым производственным травмам) проводится уполномоченным должностным лицом организации, страхователя с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда организации, страхователя или другого специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, а также страховщика, потерпевшего или лиц, представляющего его интересы (по их требованию).

    При необходимости для участия в расследовании могут привлекаться соответствующие специалисты иных организаций.

    Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего не допускается.

    Расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более трех рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.

    Несчастный случай, о котором нанимателю, страхователю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в в течение одного месяца со дня, когда страхователю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работающего или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации).

    Травма, полученная работающим и не вызвавшая у него потери трудоспособности или необходимости перевода в соответствии с медицинским заключением на другую (более легкую) работу, учитывается организацией, страхователем в журнале регистрации несчастных случаев. При наступлении у потерпевшего потери трудоспособности вследствие зарегистрированной в названном журнале травмы проводится расследование в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, страхователя с участием лиц, участвующих в расследовании, оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 или акт формы НП в четырех экземплярах.

    Наниматель, страхователь в течение двух рабочих дней по окончании расследования:

    • рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев;

    • направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП потерпевшему или лицу, представляющему его интересы, государственному инспектору труда, специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности (заместителю руководителя, ответственному за организацию охраны труда), с материалами расследования;

    • направляет один экземпляр акта формы Н-1 или акта формы НП с материалами расследования страховщику;

    • направляет копии акта формы Н-1 или акта формы НП руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший, в профсоюз (иной представительный орган работников), государственный орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненную организацию), уполномоченный законодательными актами на осуществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятельности, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, местный исполнительный и распорядительный орган, в вышестоящую организацию.


    В каких случаях работник может быть отстранен от работы?
    Согласно статье 49 Трудовой кодекс Республики Беларусь наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

    • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

    • не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;

    • не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;

    • не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

    Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.


    Каков порядок проведения проверки знаний работающих по вопросам охраны труда при невозможности создания комиссии в организации?
    При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (п.12 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда»).


    Какие установлены предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжести вручную?
    На работах с применением женского труда должны соблюдаться Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, установленные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133.
    В соответствии с указанными нормами предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжести женщинами вручную:
    • при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;
    • постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.
    В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 12.12.2005 № 173 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ» суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены, с рабочей поверхности до 350 кг; с пола – до 175 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
    При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и другое) – 0,5 м.


    Зависит ли от формы собственности нанимателя обеспечение работников средствами индивидуальной защиты?

    Согласно п.п.5,7 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций.

    На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты в объеме не менее установленных типовыми нормами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.



    Я работаю заведующей складом. На нашем предприятии есть специалист по охране труда. Мой работодатель сказал, что я сама должна контролировать сроки выдачи СИЗ и депремировал, т.к комиссия внесла замечание за несвоевременную выдачу СИЗ?

    Согласно п.60 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя в установленном законодательством порядке. Следовательно в Вашей организации назначается ответственный за ведение личных карточек СИЗ и выдачу СИЗ.



    Мне выдали СИЗ, однако ни в каком документе я не ставил подписи, возможно ли это?

    Согласно п.51 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 выдача и сдача работниками средств индивидуальной защиты отмечаются в личной карточке учета СИЗ по форме согласно приложению 2 к Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

    Допускается ведение учета средств индивидуальной защиты на электронных носителях. При этом выдача средств индивидуальной защиты подтверждается подписью лица, получающего средства индивидуальной защиты, в бухгалтерском документе (ведомость и тому подобное).



    Имеет ли право работодатель выдавать работникам СИЗ сверхустановленных норм?

    Согласно п.10 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты по типовым нормам в соответствии с наименованиями профессий и должностей, включенными в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих".

    Согласно п.11 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 наниматель имеет право выдавать работникам по согласованию с первичными профсоюзными организациями независимо от наличия у них статуса юридического либо уполномоченными лицами по охране труда работников организации в пределах одного вида средства индивидуальной защиты, предусмотренного типовыми нормами, средство индивидуальной защиты с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

    Например:

    Замена костюма (куртка и брюки) для защиты от пониженных температур с материалом верха из хлопчатобумажной или смешанной ткани (защитные свойства Тн) на костюм (куртка и брюки или куртка и полукомбинезон) с материалом верха из полиэфирнохлопковой или полиэфирной ткани с защитными свойствами Тн или ТнВн.

    Замена ботинок кожаных для защиты от механических воздействий, истирания и проколов (защитные свойства МиМп) на ботинки кожаные с защитным подноском для защиты от механических воздействий, истирания, проколов и ударов в носочной части энергией 200 Дж (защитные свойства МиМпМун200).

    Согласно п.14 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 наниматель помимо предусмотренных типовыми нормами имеет право в зависимости от условий труда выдавать работникам для защиты:

    • от атмосферных осадков - плащ непромокаемый с капюшоном или полуплащ непромокаемый с капюшоном;

    • головы от механических воздействий, электрического тока, воды - каску защитную, защитный шлем со сроком носки, определяемым с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, гарантий организаций-производителей, каскетку, подшлемник;

    • рук от истирания - перчатки трикотажные или рукавицы комбинированные;

    • рук от истирания - от воды и растворов нетоксичных веществ - перчатки резиновые, перчатки медицинские;

    • рук от истирания - от вибрации - виброзащитные рукавицы (перчатки);

    • рук от истирания - от порезов, проколов - перчатки кожаные (комбинированные) с резиновым или нитриловым покрытием и так далее;

    • ног от воды и растворов нетоксичных веществ - сапоги (туфли, калоши) резиновые или поливинилхлоридные, приспособления от скольжения;

    • глаз от воздействия твердых частиц, газов, пыли, брызг жидкостей, ультрафиолетового, инфракрасного, лазерного, электромагнитного и других излучений, слепящей яркости света - защитные очки, светофильтры соответствующего вида;

    • лица от воздействия твердых частиц, брызг жидкостей и расплавленного металла, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, слепящей яркости света, радиоволн СВЧ-диапазона - щитки защитные лицевые соответствующего вида;

    • органа слуха от шума - наушники, вкладыши противошумные (беруши), шумозащитный шлем и тому подобное;

    • органов дыхания от паров, газов, пыли, дыма, а также от содержащихся в них радионуклидов - противогазы, респираторы (полумаски и маски полнолицевые), самоспасатели, газодымозащитные комплекты универсальные и другие;

    • от падения с высоты - каску защитную, пояс предохранительный лямочный или страховочную привязь (удерживающую привязь) со стропом и амортизатором со сроком носки, определяемым согласно требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

    • от поражения электрическим током - диэлектрические средства защиты;

    • от биологических объектов - накомарники и тому подобное;

    • от наезда транспортных средств, травмирования в зоне работы грузоподъемных и иных машин и механизмов (в условиях ограниченной видимости) - жилет сигнальный;

    • а также наплечники, налокотники, наколенники, фартуки прорезиненные, кислотостойкие, брезентовые и тому подобные средства индивидуальной защиты.

    Не включенные в типовые нормы средства индивидуальной защиты выдаются работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в том числе технических нормативных правовых актов, со сроком носки до износа.

    Согласно п.18 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 наниматель имеет право предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх типовых норм.

    Согласно п.22 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 наниматели, их объединения на основе типовых норм имеют право формировать нормы бесплатного обеспечения работников организации (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты (далее - нормы организации). В нормах организации конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты, могут устанавливаться по отдельным наименованиям средств индивидуальной защиты более высокие показатели защитных свойств (дополнительные к предусмотренным в типовых нормах защитные свойства). Нормы организации могут содержать требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа фирменного знака, определять порядок организации работы по обеспечению работников организации (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты.



    Если СИЗ предоставляет в аренду аутсорсинговая компания, кто отвечает за своевременный ремонт и стирку?

    Согласно п.18 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 наниматель имеет право обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды. Организация, предлагающая в аренду специальную одежду, обеспечивает ее ремонт, стирку, химчистку и тому подобное.



    Наниматель предложил взять х/б костюм, который не постиран. Имею ли я право отказаться?

    Согласно п.п.23,52 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны быть исправны, соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасные условия труда.

    Средства индивидуальной защиты (в том числе арендованные) бывшие в употреблении выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени годности и заносится в личную карточку.



    Нашей строительной бригаде сделали замечание насчет грязной обуви. Правомочно ли это со стороны надзорных органов?

    Согласно п.59 Инструкции «О порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 специальная обувь регулярно подвергается чистке и смазке, для чего работники обеспечиваются соответствующими условиями и средствами (места для чистки обуви, щетки, мази и другое).