Вопрос-ответМожно ли принимать на работу граждан, не имеющих регистрации в г. Минске? Ограничения и требования, связанные с приглашением и приемом на работу в г. Минск иногородних граждан, были установлены решением исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов от 05.03.1992 № 100 «О порядке приглашения на работу в г. Минск иногородних специалистов и рабочих», а также решением исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов от 24.03.1994 № 200 «О порядке приглашения на работу и регистрации иногородних граждан в г. Минске». Решением Минского городского исполнительного комитета от 15.11.2007 № 2631 «О признании утратившими силу некоторых решений Минского городского исполнительного комитета» вышеназванные нормативные правовые акты с 01.01.2008 утратили силу. В связи с этим все ограничения и требования, связанные с приглашением и приемом на работу в г. Минск иногородних граждан, отменены. При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин предъявить нанимателю только те документы, которые определены статьей 26 Трудового кодекса Республики Беларусь. При этом запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством. В случае высвобождения какого количества работников, организация должна подавать сведения о предстоящем сокращении в отдел трудоустройства? Критерии массового высвобождения определены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников». Так, массовым высвобождением работников считается расторжение нанимателем с работниками трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, а также срочных трудовых договоров до истечения срока их действия в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников по следующим критериям:
Массовое высвобождение работников в административно-территориальных единицах определяется следующими параметрами:
Порядок предоставления сведений о предстоящем высвобождении и ответственность за их непредставление. В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников». В целях обеспечения надлежащего исполнения законодательства о занятости населения ч. 3 ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и социальной защите нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Обязан ли наниматель уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансии? Какая ответственность предусмотрена за невыполнение данного требования? В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях). Сведения о потребности в работниках заполняются нанимателем и представляются в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту их нахождения по форме утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149. Что касается ответственности за нарушение рассматриваемых требований законодательства, то согласно части 3 статьи 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин. |