Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи

В соответствии со статьей 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами семьям, в том числе неполным, имеющим на иждивении и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Образец удостоверения многодетной семьи (далее – удостоверение) и Положение о порядке выдачи удостоверения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2011 № 1009.

Удостоверение, выданное многодетной семье до вступления в силу настоящего постановления, сохраняет свою юридическую силу в течение срока его действия и обмену не подлежит.

Удостоверение выдается многодетным семьям граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.

Удостоверение выдается на основании:

  • заявления одного из родителей (родителя в неполной семье) по установленной форме согласно приложению (скачать, docx);
  • паспортов или иных документов, удостоверяющих личность родителей;
  • свидетельства о заключении брака – для лиц, состоящих в браке;
  • копии решения суда о расторжении брака либо свидетельства о расторжении брака или иного документа, подтверждающего категорию неполной семьи, – для неполных семей;
  • свидетельств о рождении несовершеннолетних детей (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при наличии таких свидетельств);
  • справки о месте жительства и составе семьи или копии лицевого счета;
  • акта обследования условий проживания и воспитания детей в семье по установленной форме, составленного специалистами органа по труду, занятости и социальной защите с привлечением представителей других заинтересованных структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов (не менее трех человек);
  • иных документов, необходимых для принятия решения о выдаче удостоверения (копия решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, копия решения суда о том, с кем из родителей проживают дети после расторжения брака, Соглашение о детях, другие документы).

Справка о месте жительства и составе семьи или копия лицевого счета, а также иные документы, необходимые для принятия решения о выдаче удостоверения, запрашиваются местными исполнительными и распорядительными органами в течение 3 рабочих дней со дня подачи одним из родителей (родителем в неполной семье) заявления. Родители также вправе самостоятельно представить данные документы.

Местный исполнительный и распорядительный орган при приеме документов оформляет необходимые копии представленных документов. Подлинники документов возвращаются заявителю.

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для выдачи удостоверения, местный исполнительный и распорядительный орган имеет право направлять соответствующие запросы в государственные органы и иные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Удостоверение выдается заявителю в срок не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц.

При регистрации родителей по месту жительства (месту пребывания) на территории Республики Беларусь по разным адресам удостоверение выдается по месту регистрации (месту пребывания) родителя, с которым фактически проживают дети. В таких случаях местным исполнительным и распорядительным органом направляется запрос по месту жительства (месту пребывания) второго родителя для получения сведений об отсутствии факта выдачи удостоверения второму родителю по его месту жительства (месту пребывания).

В случае изменения места жительства многодетной семьи сведения об этом вносятся в удостоверение местным исполнительным и распорядительным органом по новому месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.

Сведения об изменениях в составе многодетной семьи после получения удостоверения в случае рождения (усыновления, удочерения) ребенка (детей), изменении фамилии родителей, ребенка (детей) вносятся в удостоверение по месту жительства многодетной семьи на основании представленных одним из родителей (родителем в неполной семье) соответствующих документов и заверяются подписью руководителя и печатью местного исполнительного и распорядительного органа.

В случаях расторжения брака в полной семье и заключения брака родителем в неполной семье сведения об изменениях в составе его многодетной семьи в удостоверение не вносятся. В случае заключения брака выдается новое удостоверение в порядке, установленном настоящим Положением. Ранее выданное удостоверение подлежит возврату в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства многодетной семьи.

Удостоверение действительно до даты наступления обстоятельства, влекущего утрату семьей статуса многодетной. Семья утрачивает статус многодетной при проживании и воспитании в семье менее трех детей в возрасте до 18 лет. Обстоятельствами, влекущими утрату статуса, могут являться:

  • достижение старшим ребенком из трех младших детей 18-летнего возраста;
  • раздельное проживание детей на основании решения суда или Соглашения о детях;
  • приобретение детьми (предоставления им) статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • смерть ребенка (детей).

Родители (родитель в неполной семье) обязаны извещать местный исполнительный и распорядительный орган о наступлении обстоятельств, влекущих утрату семьей статуса многодетной, в срок не позднее месяца со дня их наступления.

При наступлении перечисленных обстоятельств, а также при выезде многодетной семьи на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь удостоверение подлежит возврату в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства многодетной семьи.

В случае утраты удостоверения либо непригодности к использованию выдается дубликат удостоверения.

Дубликат выдается на основании:

  • заявления с указанием причин утраты удостоверения или приведения его в негодность;
  • паспорта или иного документа удостоверяющего личность;
  • пришедшего в негодность удостоверения – в случае, если оно пришло в негодность.

Дубликат выдается местным исполнительным органом в срок не позднее 10 дней со дня подачи заявления.

Удостоверение, непригодное к использованию, подлежит возврату в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства многодетной семьи.

При оформлении дубликата удостоверения в левый нижний угол первой страницы удостоверения вносится запись «ДУБЛИКАТ».

Решения местного исполнительного и распорядительного органа по выдаче удостоверения многодетной семьи могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.

По вопросу выдачи удостоверения следует обращаться в район по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи:

Заводской район:
служба «одно окно» ул. Жилуновича, 17, к. 12, 13 тел. 295 33 47
Ленинский район:
служба «одно окно» ул. Маяковского, 83 тел. 223 99 06
Московский район:
территориальный центр социального обслуживания населения ул. Н.Орды, 47а тел. 372 25 36, 372 25 12
Октябрьский район:
служба «Одно окно» ул. Чкалова, 6 тел. 224 23 95,  224 25 17,
224 31 90
Партизанский район:
территориальный центр социального обслуживания населения, пер. Клумова .3 тел. 230 27 50
Первомайский район:
служба «одно окно» пер. К.Чорного, 5, к. 114 тел. 280 75 89, 280 75 84
Советский район:
служба «одно окно» ул. Дорошевича, 8, к. 9, 10 тел. 331 74 74
Фрунзенский район:
служба «одно окно» ул. Кальварийская, 39, к. 2, 4
ул. Неманская, 22 (филиал)
тел. 216 93 10;
тел. 254 92 63
Центральный район:
служба «одно окно» ул. Мельникайте, 6 тел. 203 01 30, 203 01 45,
203 01 51

При регистрации супругов по месту жительства (месту пребывания) на территории г.Минска по разным адресам, следует обращаться по вопросу выдачи удостоверения по месту регистрации (месту пребывания) родителя, с которым фактически проживают дети.