BelarusianRussian
Версия для слабовидящих

Комментарии к законодательству

Комментарии к законодательству

Охрана труда

  • Комментарии к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 79/133 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119»
  • Разъяснения требований законодательства по вопросу о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2014 г. № 53 "О внесении изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144"
  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 № 35 "Об установлении списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин"
  • Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами»
  • О порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда
  • Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»
  • О предоставлении дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

  • Комментарии к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 79/133 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119»
    С 1 марта 2016 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 79/133 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119» (далее – постановление № 79/133), которым внесены дополнения и изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее - постановление № 116/119).

    Рассмотрим порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра (далее – медосмотр) и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее - освидетельствование) с учетом внесенных изменений и дополнений.

    Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее - перечень) дополнен работами на объектах системы водоснабжения, водоотведения (канализации) и теплоснабжения в организациях жилищно-коммунального хозяйства (п. 14 таблицы 1 приложения к постановлению № 116/119 в редакции постановления № 79/133). Обращаем внимание, что данная норма относится к организациям, входящим в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

    Перечень организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь содержится в пункте 6 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 968 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2015 г. № 209). 

    С вступлением в силу постановления № 79/133 предсменный медосмотр работающих должен проводиться медицинским работником организации здравоохранения, осуществляющей медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и организацией здравоохранения. Что непосредственно изложено в Инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих (далее – Инструкция о порядке проведения медосмотра).

    Справочно: С 1 марта 2016 г. отменена лицензия на экспертную медицинскую деятельность, включающую в себя освидетельствование на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, поэтому пункт 4 постановления № 79/133 изложен в редакции, не требующей наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

    В соответствии со статьей 18-1 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» порядок проведения медицинских осмотров устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а именно Инструкцией о порядке проведения медицинских осмотров, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 127 (далее – Инструкция). 

    Согласно пункту 5 Инструкции медосмотр может проводиться медицинскими работниками в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организаций здравоохранения.

    В связи с изменениями, произошедшими с порядком проведения медосмотра, медицинского работника, состоящего в штате работодателя, увольнять совершенно не обязательно. Вместо предсменного медицинского осмотра он может проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, заменив при этом журнал предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих (далее – журнал медицинского осмотра) на журнал освидетельствования работающих. В остальном работа здравпункта не изменяется.

    Справочно: Согласно Закону Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (далее – Закон) наниматель самостоятельно выбирает, проводить в отношении работников, занятых на работах с повышенной опасностью, предсменный медосмотр или освидетельствование (часть 3 ст. 27 Закона).

    Освидетельствование, как и медосмотр распространяется на работающих по профессиям или при выполнении работающими видов работ, предусмотренных в перечне. 

    Согласно пункту 5 Инструкции о порядке проведения освидетельствования освидетельствование проводится работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее - приборы), и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и или других веществ в биологических образцах (далее - экспресс-тесты).

    Работодатель также имеет право проводить освидетельствование работающих в течение рабочего дня (смены) по профессиям или при выполнении работ, не указанных в перечне, на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Основания полагать, что работающий находится в состоянии опьянения, являются достаточными при наличии одновременно трех и более признаков состояния опьянения:

    • запах алкоголя изо рта;

    • выраженное изменение окраски кожных покровов лица;

    • затруднения при сохранении равновесия;

    • шатающаяся походка;

    • нарушения речи;

    • покраснение глаз;

    • сужение или расширение зрачков глаз, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону.
    Несколько изменился порядок, фиксирующий результаты предсменного медосмотра и освидетельствования, который предполагает, что в журнал предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих и журнал освидетельствования работающих должен вносить единообразную запись «Установлено состояние опьянения» либо «Не установлено состояние опьянения» (п.13 Инструкции о порядке проведения медосмотра и п. 14 Инструкции о порядке проведения освидетельствования). 

    Названные выше журналы дополнены двумя графами «Наименование прибора, предназначенного для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, его заводской номер при наличии, экспресс-теста (тест-полосок, экспресс-пластин)» и «Показания приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин)». В связи с чем они изложены в новой редакции. 

    Справочно: Формы журналов установлены в приложениях к Инструкции о порядке проведения медосмотра и Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденных Постановлением № 116/119 в редакции Постановления № 79/133 (далее - Инструкция об освидетельствовании).

    Постановлением № 79/133 предусмотрена норма, предусматривающая необходимость определения места хранения журнала освидетельствования работающих, а именно в месте установленном работодателем.

    В соответствии с пунктом 13 Инструкции об освидетельствовании при невозможности работодателя самостоятельно обеспечить надлежащее проведение освидетельствования работодатель вправе обеспечить прохождение:

    медицинского освидетельствования работающим в организации здравоохранения, осуществляющей медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и организацией здравоохранения;

    Справочно: Согласно пункту 5 Инструкции медосмотр может проводиться медицинским работником в амбулаториях, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организаций здравоохранения.

    освидетельствования в иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и индивидуальным предпринимателем.

    Справочно: Пункты 13 и 15 Инструкции об освидетельствовании приведены в соответствие со статьей 34-1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 16 июня 2014 года в части прохождения медицинского освидетельствования в организации здравоохранения, для установления или подтверждения факта употребления алкоголя, факта потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также выявления состояния опьянения. Медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками, врачебно-консультационными комиссиями и (или) иными комиссиями на основании анализа результатов медицинского осмотра и (или) лабораторных и иных методов исследований.

    Вместе с тем, для отдельных категорий работников, таких как водители механических транспортных средств, проводится не предсменный медицинский осмотр, а медицинское обследование и применяются иные нормы законодательства для определения наличия или отсутствия клинических признаков состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, наличия или отсутствия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ в биологических образцах (моча или слюна), взятых в установленном порядке. 

    Справочно: Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов). Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2008 № 87 утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин. Указанные постановления применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия).

    Кроме того, порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), определен Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 25/28.


    Разъяснения требований законодательства по вопросу о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
    Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) регулируется Инструкцией по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (далее – Инструкция).

    Согласно пункту 7 Инструкции на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатно работникам СИЗ в объеме не менее установленных типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – типовые нормы).

    Руководствуясь пунктом 11 Инструкции, наниматель имеет право выдавать работникам по согласованию с первичными профсоюзными организациями независимо от наличия у них статуса юридического лица (далее - первичные профсоюзные организации) либо уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее - уполномоченные лица) в пределах одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами, СИЗ с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками. При этом во всех случаях замены СИЗ должны учитываться специфика производства, характер и условия труда работников. Повышение уровня профессионального риска работников в результате замены СИЗ не допускается.

    В то же время, наниматель в соответствии с пунктом 12 Инструкции имеет право, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), с разрешения территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами заменять один вид СИЗ, предусмотренный типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками. Например, куртку хлопчатобумажную на утепляющей подкладке костюмом для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани.

    Кроме того, согласно пункту 14 Инструкции наниматель помимо предусмотренных типовыми нормами СИЗ имеет право для обеспечения безопасности работников в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) или требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, выдавать дополнительно одежду специальную защитную, СИЗ головы, ног, рук, лица, органов слуха, органов зрения, органов дыхания, от поражения электрическим током, от наезда транспортных средств и другие со сроком носки до износа.

    При отсутствии профессий (должности) работников в типовых нормах и Типовых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. № 110, наниматель, исходя из анализа результатов оценки рисков на рабочих местах указанных работников, аттестации, наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и с учетом Перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 145,самостоятельно определяет СИЗ, необходимые для обеспечения безопасных условий труда работников данных профессий и должностей.

    Если профессия (должность), внесенная в общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125, ранее существовала под другим наименованием, но характер выполняемых работ не изменился, то работники, выполняющие работы по указанной профессии (должности), до внесения соответствующих изменений в типовые нормы обеспечиваются СИЗ по нормам для профессии (должности), содержащейся в типовых нормах и по которой они обеспечивались СИЗ ранее.

    В соответствии с определениями, содержащимися в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее – Общие положения ЕКСД):

    • должность - это служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности;

    • базовое наименование должности – это основное наименование должности служащего, которое определяется в соответствующей квалификационной характеристике;

    • полное наименование должности – это конкретное наименование должности служащего, уточняющее характер выполняемой им трудовой функции, специальность, сферу деятельности, режим и (или) место работы и другое. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию должности дополнительных сведений, а также наименований производных должностей. При этом соответствующее дополнение к базовому наименованию должности может быть помещено непосредственно в нем, после него, а также перед ним. Код полного наименования должности определяется по коду ее базового наименования.
    Согласно Общим положениям ЕКСД должности служащего присваивается ее базовое наименование (например, директор, менеджер, инженер, экономист, специалист по продаже, техник, агент, администратор и т.д.), для которой в ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости - полное наименование должности (например, первый заместитель директора, менеджер по персоналу, инженер-программист, ведущий экономист по ценообразованию, специалист по продаже и организации закупок и др.).

    Учитывая вышеизложенное, при отсутствии в типовых нормах норм выдачи СИЗ, соответствующих полному наименованию должности (например, инженер-лесопатолог), наниматель может до пересмотра типовых норм и установления норм выдачи СИЗ работающим в указанных должностях обеспечивать этих работающих СИЗ по нормам выдачи СИЗ, предусмотренным для должностей, содержащихся в типовых нормах, имеющих аналогичное базовое наименование должности(например, инженер) и наиболее применимым к видам деятельности, осуществляемым специалистами нанимателя.

    В соответствии с пунктом 22 Инструкции при формировании на основе типовых норм нормы бесплатного обеспечения работников организации СИЗ (далее – нормы организации) необходимо конкретизировать требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам СИЗ, которыми должны бесплатно обеспечиваться работники на конкретном рабочем месте, исходя из результатов аттестации, оценки рисков от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, формирующих условия труда работников, знаний применяемого в трудовом процессе оборудования, сырья, материалов и инструмента, изучения данных по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости. При этом могут устанавливаться по отдельным наименованиям СИЗ более высокие показатели защитных свойств (дополнительные к предусмотренным в типовых нормах).

    Таким образом, нормы организации – это не перечень норм выдачи СИЗ для работников организации, составленный на основании извлечений из действующих типовых норм без каких либо уточнений и изменений с учетом выполняемых работ, результатов аттестации и других вышеперечисленных факторов.

    Нормы организации могут содержать также требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа, фирменного знака организации, определять порядок работы по обеспечению работников организации СИЗ.

    Если в организации выдача работникам СИЗ осуществляется в соответствии с нормами организации, то при изменении технологии производства работ, замены оборудования на более совершенное и, как следствие, исключение или снижение уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, полагаем возможным при наличии соответствующего решения комиссии по контролю качества СИЗ организации, принятого с участием представителей службы охраны труда организации, уполномоченных представителей территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, отдела охраны и государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома отдельные виды СИЗ, предусмотренные в типовых нормах для защиты от выше указанных вредных и(или) опасных производственных факторов, могут не включаться в нормы организации, или предусматриваться в них как дежурные. Срок носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются в организации по согласованию с первичной профсоюзной организацией или уполномоченными лицами по охране труда работников организации, но не менее сроков носки, указанных в типовых нормах для аналогичных СИЗ. Дежурные СИЗ коллективного пользования будут выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или закрепляться за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой. Количество дежурных СИЗ определяется из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену. Ответственность за дежурные СИЗ возлагается на уполномоченных должностных лиц (мастеров и других).

    Одновременно обращаем внимание, что если в типовых нормах предусмотрена выдача отдельных СИЗ дополнительно при определенных условиях труда или выполнении работ, а по технологическому процессу, осуществляемому в организации, не предусмотрены указанные виды работ и результатами аттестации подтверждено отсутствие вредных факторов, для защиты от которых данные СИЗ дополнительно выдавались, то наниматель может не выдавать работнику эти дополнительные СИЗ.

    Выдаваемые работникам СИЗ должны иметь документы, подтверждающие их соответствие требованиям технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) по защитным свойствам и гигиеническим характеристикам.

    Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода защитные свойства и гигиенические характеристики СИЗ при правильной эксплуатации будут соответствовать требованиям ТНПА.

    Согласно пункту 33 Инструкции сроки носки СИЗ могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным. Иных случаев продления срока носки СИЗ законодательством не предусмотрено.

    Вместе с тем, полагаем, что если комиссия по контролю качества СИЗ организации установит, чтоСИЗ, по истечении сроков носки, определенных типовыми нормами, соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий, то в каждом конкретном случае срок носки указанных СИЗ может быть продлен решением комиссии на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ.


    Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2014 г. № 53 "О внесении изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144"
    С целью расширения возможностей работодателей к привлечению к труду лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет и с учетом поступавших предложений постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2014 г. № 53 (далее – постановление № 53) осуществлена оптимизация перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, установленного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144.

    В связи с поступающими вопросами поясняем, что в результате произошедших изменений не только не потерялись ранее содержащиеся в перечне конкретные виды работ, которые сейчас объединены по видам деятельности, но и предоставлено право работодателю самостоятельно определять те виды сельскохозяйственных работ по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными культурами, цветами, сбору и обработке урожая, работ по оказанию услуг, в лесном хозяйстве и по озеленению городских территорий, строительных и ремонтно-строительных работ, которые он может предоставить для лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Конечно, при этом должные соблюдаться нормы законодательства и те ограничения, которые содержит постановление № 53 и список работ, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67.

    Что касается видов работ, объединенных под позицию «работ, освоенных в производственных (учебно-производственных) мастерских учреждений профессионально-технического, общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи», то сюда вошли и работы по изготовлению сувенирных изделий, и работы по пошиву столового и постельного белья, и работы по ремонту школьной мебели с применением ручного инструмента, и еще широкий круг работ, так как подростки в учреждениях образования получают практические навыки по многим специальностям и профилям деятельности.


    Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 № 35 "Об установлении списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин"
    В целях реализации норм статьи 262 Трудового кодекса Республики Беларусь постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 № 35, которое вступило в силу с 25.07.2014, установлен Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин. Указанное постановление принято вместо утратившего силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 года № 765, утверждавшего ранее действовавший аналогичный список.

    Условия труда работника определяются не наименованием его профессии или должности, а зависят от технологического процесса, применяемого оборудования и организации труда на конкретном рабочем месте. Поэтому постановлением предусмотрено, что запрещающая норма действует только при условии отнесения выполняемых на конкретном рабочем месте работ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Эта норма позволяет нанимателям привлекать женщин к выполнению работ, предусмотренных Списком, если в результате совершенствования технологических процессов, внедрения новой техники, применения новых форм организации труда условия труда приведены в соответствие с требованиями санитарных норм, т.е. по результатам аттестации отнесены к допустимым.

    Кроме того, сняты ограничения на применение труда женщин на ряде работ в горнодобывающей промышленности (связанных с обучением и стажировкой в подземных частях организации, маркшейдерских и геологоразведочных работ, работ, связанных с получением, хранением и выдачей взрывчатых и горюче-смазочных материалов, обслуживанием стационарных механизмов, имеющих автоматическое управление, и других работ, не связанных с физической нагрузкой). Из списка исключены виды работ, не применяемые в республике, а также учтены изменения в наименованиях профессий и должностей.

    Реализация норм постановления будет способствовать расширению возможностей трудоустройства женщин.


    Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами»
    С 11 апреля 2014 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами» (далее - Типовая инструкция). С вступлением в силу Типовой инструкции утрачивает силу Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 138 (далее – Межотраслевая инструкция).

    Типовой инструкцией устанавливаются требования по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами (далее – ПЭВМ).

    В Типовой инструкции в целях обеспечения согласованности с Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59 (далее – СанПин № 59) применен термин «персональная электронная вычислительная машина».

    Следует отметить, что термины «персональная электронная вычислительная машина» и «персональный компьютер» имеют одинаковое определение, и являются общепринятыми (ГОСТ 15971-90 «Системы обработки информации. Термины и определения», перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), принятого в решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 768).

    В Типовой инструкцию включены только те требования к ПЭВМ, периферийным устройствам (принтеры, сканеры, клавиатуры, и другое), установленные СанПин, иными нормативными правовыми актами, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

    Эти требования установлены с учетом статьи 26 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (далее – Закон), Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (далее – Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов), СанПин № 59.

    Типовая инструкция включает следующие главы:

    • общие требования по охране труда;

    • требования по охране труда перед началом работы;

    • требования по охране труда при выполнении работы;

    • требования по охране труда по окончании работы;

    • требования по охране труда в аварийных ситуациях.
    В главе «Общие требования по охране труда» содержатся:

    • требования по охране труда по допуску работающих при работе с ПЭВМ;

    • обязанности работающих соблюдать режим труда и отдыха, требования по обеспечению пожарной безопасности, правил личной гигиены, а также сообщать непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя о неисправности оборудования и о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих.

    • требование о недопустимости нахождения работающих на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, курения в неустановленных местах;

    • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;

    • ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.
    Пунктом 2 Типовой инструкции установлено, что к выполнению работ с ПЭВМ допускаются работающие, прошедшие в установленных законодательством случаях и порядке медосмотр, инструктаж по охране труда.

    Направлять работающих на медицинский осмотр следует при наблюдении ими за экранами видеодисплейных терминалов: при буквенно-цифровом типе отображения информации – более 3 часов в смену, при графическом типе отображения – более 5 часов в смену с учетом подпункта 5.6.3 пункта 5 Факторов производственной среды, показателей, тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, приведенных в приложении 1 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47. Сроки проведения периодических медицинских осмотров устанавливаются согласно пункту 12 этой Инструкции. При этом в соответствии с пунктом 97 СанПин № 59 к непосредственной работе с ПЭВМ допускаются только лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

    Обращаем внимание, что произошли изменения в части возможности выполнения работ с ПЭВМ беременными женщинами и женщинами, кормящими ребенка грудью. Эти требования изложены в пункте 3 Типовой инструкции.

    Если ранее женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью не допускались к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ПЭВМ, то теперь законодательство стало более либеральным. В соответствии с п. 98 СанПин № 59 со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью женщинам необходимо ограничить время работы с ПЭВМ до 3 часов за рабочий день (смену) с учетом:

    • обязательной организации оптимальных условий труда по тяжести и напряженности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

    • обязательной организации оптимальных параметров микроклимата и ионизации воздуха помещений в соответствии с таблицами 1 - 3 Гигиенического норматива, утвержденными СанПин № 59;

    • обязательного соблюдения предельно допустимых уровней параметров физических факторов, создаваемых на рабочем месте при работе ПЭВМ, в соответствии с таблицами 5 - 10 и 12 Гигиенического норматива СанПин № 59;

    • регламентированных перерывов в соответствии с СанПин № 59.
    И только при невозможности организации работ в соответствии с перечисленными требованиями по причинам, связанным с особенностями технологического процесса, женщины в указанный период должны быть переведены на работы, не связанные с использованием ПЭВМ.

    Касательно проведения инструктажа по охране труда следует учитывать норму пункта 55 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175. А именно, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте и повторный инструктаж по охране труда могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).

    Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа (далее – Перечень), составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации. Для решения вопроса о проведении инструктажей по охране труда с работающими с ПЭВМ, необходимо учитывать режим его работы, поскольку продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов. При этом регламентированные перерывы должны устанавливаться в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ для работника.

    В целях обеспечения соблюдения работающими с ПЭВМ этих норм, необходимо проводить инструктажи по охране труда.

    Таким образом, в случае, если работнику не требуется устанавливать регламентированные перерывы, а также отсутствия превышений предельно-допустимых уровней вредных и (или) опасных производственных факторов, перечисленных в пункте 4 Типовой инструкции, работодателем может быть принято решение о включении соответствующих профессий и должностей работающих с ПЭВМ в Перечень и не проводить с ними первичный на рабочем месте и повторный инструктажи по охране труда.

    С 1 июня 2014 г. вводится в действие Изменение № 1 к ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», устанавливающее, что неэлектротехнический персонал, выполняющий работу, при которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, должен иметь представление об этом и пройти вводный инструктаж по охране труда с учетом требований к персоналу с группой по электробезопасности I.

    В связи с этим, группа по электробезопасности I работающим с ПЭВМ не присваивается, что нашло отражение в Типовой инструкции.

    Пунктом 5 Типовой инструкции установлено, что работающие с учетом воздействующих на них вредных и (или) опасных производственных факторов обеспечиваются в соответствии с законодательством средствами индивидуальной защиты.

    Решение о выдаче работникам средств индивидуальной защиты принимается нанимателем исходя из соответствующих Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты.

    Норма о запрете курения предусмотрена с учетом пункта 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28.

    В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражен порядок подготовки рабочего места и требования по его организации с учетом норм СанПина, а также по проверке исправности оборудования, общего и местного освещения, мебели, средств коллективной защиты.

    Обращаем внимание, что подпунктом 10.2 пункта 10 Типовой инструкции установлена норма по расположению клавиатуры ПЭВМ на поверхности рабочего стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к работающему, или на специальной, регулируемой по высоте поверхности, отделенной от основной столешницы. Ранее пунктом 5 Межотраслевой инструкции устанавливалось требование к такому расстоянию не менее 300 мм от края, обращенного к работающему.

    Кроме этого, пунктом 12 Типовой инструкции предусмотрено осуществление систематического проветривания помещения после каждого часа работы с ПЭВМ, что не содержалось ранее в Межотраслевой инструкции.

    В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражены способы и приемы безопасной эксплуатации ПЭВМ, указания по безопасному содержанию рабочего места и выполнению работ.

    Типовая инструкция дополнена пунктом 24, согласно которому поверхности периферийных устройств (клавиатура, манипулятор "мышь", принтер, сканер и другое) необходимо протирать мягкой ветошью с применением специальных или бытовых чистящих средств, не содержащих кислот и отбеливателей, не реже 1 раза в неделю, а при необходимости и чаще.

    В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражены порядок безопасного отключения (остановки) и содержания оборудования, требования по соблюдению мер личной гигиены.

    В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» изложены возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю на производстве, причины, их вызывающие, а также действия работающих в таких ситуациях.

    Данной инструкцией согласно части шестой статьи 26 Закона руководствуются работодатели, не наделенные правом принятия локальных нормативных правовых актов.

    Остальные работодатели согласно пункту 20 Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, других нормативных документов применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работающего, а также в соответствии с частью четвертой статьи 26 Закона могут включить в нее с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) другие требования по охране труда.

    Например, поскольку пунктом 6 Типовой инструкции предусмотрено, что работающий обязан знать и соблюдать требования эксплуатационных документов организаций-изготовителей используемой ПЭВМ, то в инструкции по охране труда целесообразно изложить эти требования, если они отличны от тех, которые предусмотрены в Типовой инструкции.

    Консультант отдела охраны труда управления охраны и государственной экспертизы условий труда Марщак И.Г.


    О порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда
    Правовое регулирование аккредитации юридических лиц индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда (далее - аккредитация):

    • Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда»;

    • Инструкция о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 28 «Об утверждении Инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156»;

    • единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – единый перечень административных процедур);

    • Положение о комиссии по аккредитации услуг в области охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 января 2014 г. № 6 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 28».
    Согласно статье 20 Закона для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке:

      создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
    В этой же статье Закона приведено общее условие такого привлечения. Так, должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

    Таким образом, наниматель имеет право привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, только при наличии следующих условий:
    1. численность работников в организациях производственной сферы меньше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - меньше 200 человек;

    2. невозможно возложить исполнение обязанностей специалиста по охране труда на работников организации.
    Порядок аккредитации, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации установлен Инструкцией о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда.

    Услугами в области охраны труда являются:

    • осуществление функций специалиста по охране труда;

    • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
    Аккредитация проводится комиссией по аккредитации услуг в области охраны труда (далее - комиссия), создаваемой Министерством труда и социальной защиты.

    Для аккредитации заинтересованные лица представляют в Минтруда и соцзащиты письменное заявление установленной формы, необходимые документы и сведения.

    Для включения в реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда (далее - реестр), выдачи свидетельства об аккредитации юридического лица (индивидуального предпринимателя) на осуществление функций специалиста по охране труда [1] :

      заявление по установленной форме [2] ;

      копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

      копии документов специалиста, состоящего в штате юридического лица по основному месту работы, либо индивидуального предпринимателя:

      диплома о высшем профессиональном (техническом) образовании [3] либо дипломов об ином высшем образовании и переподготовке по специальности «специалист по охране труда» [4] ;

      свидетельства о повышении квалификации [5] ;

      трудовой книжки;

      трудового договора (контракта) для юридических лиц;

      выписка из протокола последней проверки знаний по вопросам охраны труда [6] ;

      для внесения изменений в реестр:

      заявление по установленной форме;

      документы, являющиеся основанием для внесения изменений.
    В соответствии с абзацем вторым подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда для осуществления функций специалиста по охране труда одним из условий является наличие в штате юридического лица специалиста (специалистов) соответствующей квалификации, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы по трудовому договору (контракту), имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет или имеющего иное высшее образование, стаж работы в области охраны труда не мене трех лет и прошедшего переподготовку по специальности «специалист по охране труда».

    В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125, профессии и должности служащих подразделены на категории «руководители», «специалисты». Юридическим лицам для целей аккредитации необходимо иметь в штате как минимум одного специалиста, относящегося к категории «специалист», имеющего соответствующее образование и опыт практической работы в области охраны труда (инженер по охране труда, либо другое должностное лицо, на которого приказом было возложена обязанность по осуществлению функций специалиста по охране труда).

    Для включения в реестр и выдачи свидетельства об аккредитации юридического лица (индивидуального предпринимателя) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда [7] :

      заявление по установленной форме;

      копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

      копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории [8] ;

      копии документов специалиста, состоящего в штате юридического лица по основному месту работы, либо индивидуального предпринимателя:

      диплома о высшем образовании;

      трудовой книжки;

      свидетельства о повышении квалификации;

      трудового договора (контракта) для юридических лиц;

      подписанные руководителем организации сведения о специалистах, имеющих опыт практической работы (не менее 3 лет) по проведению аттестации, проведению оценки факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса [9] ;

      подписанные руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) сведения о наличии программного обеспечения, обеспечивающего оформление результатов аттестации в электронном виде [10] ;

      для внесения изменений в реестр:

      заявление по установленной форме;

      документы, являющиеся основанием для внесения изменений.
    Прилагаемые документы должны подтверждать соблюдение заинтересованным лицом предъявляемых требований и условий.

    В соответствии с 8 пунктом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г . № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда», измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводятся испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.

    Из этого следует, что для целей аттестации, в случае проведения испытательной лабораторией только измерений и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды (химический, физический, биологический) с оформлением соответствующих протоколов, получение свидетельства не требуется.

    Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг по проведению аттестации, которые обязуется оказать юридическое лицо.

    К работам по проведению аттестации могут относиться:

    • проведение инструментальных измерений с оформлением соответствующих протоколов;

    • оценка тяжести и напряженности трудового процесса с оформлением протоколов оценки тяжести и напряженности трудового процесса;

    • оформление результатов аттестации (составление локальных актов по аттестации рабочих мест по условиям труда, заполнение карт аттестации рабочих мест и др.) в электронном виде и на бумажном носителе;

    • выполнение полного комплекса указанных работ.
    Пунктом 18 Инструкции установлено, что аккредитация приостанавливается по решению комиссии в случае поступления в Министерство труда и социальной защиты информации от уполномоченных органов о выявленных нарушениях, несоблюдении требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов по вопросам охраны и условий труда.

    Таким образом, аккредитация может быть приостановлена в случае поступления информации в Министерство труда и социальной защиты от местных исполнительных и распорядительных органов о не прохождении проверки знаний в установленный срок.

    Учитывая изложенное, аккредитованные лица должны своевременно информировать комиссию о прохождении заявленными при аккредитации работниками повышения квалификации, проверки знаний по вопросам охраны труда либо приеме на работу иного работника, соответствующего установленным требованиям и условиям, в случае увольнения предыдущего работника. К информационному письму об изменении сведений необходимо приложить соответствующие документы:

    • оригинальную выписку из протокола последней проверки знаний по вопросам охраны труда заявленного (вновь принятого) работника, выданную соответствующей комиссией местного исполнительного и распорядительного органа;

    • и (или) заверенные в установленном порядке копии иных документов.
    Внесение изменений в реестр аккредитованных лиц на осуществление услуг в области охраны труда. К заявлению установленной формы прилагаются документы, являющиеся основанием для внесения изменений.

    Например:
    • переименование, изменение статуса юридического лица;

    • изменение области аккредитации испытательной лаборатории;

    • продление срока аттестата аккредитации испытательной лаборатории, и др.
    Заинтересованные лица, не представившие сведения за 15 дней до окончания срока действия аттестата аккредитации, исключается из реестра.

    Впоследствии включение такого юридического лица в реестр проходит на общих основаниях.

    Министерством труда и социальной защиты, в целях исключения нарушений требований законодательства, проводится ежемесячная актуализация реестра.

    ________________________________________________________________

    [1] п.п. 16.12.1 единого перечня административных процедур

    [2] форма приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда. В заявлении необходимо указать все предлагаемые данные, включая телефон, факс и электронный адрес организации

    [3] в дипломе должна быть отражена квалификация «инженер» в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификация».

    [4] в республике более одиннадцати учреждений образования осуществляют переподготовку специалистов с присвоением второй специальности «специалист по охране труда»

    [5] получение образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Свидетельство о повышении квалификации должно подтверждать повышение квалификации в области законодательства об охране труда, практики его применения с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда, сроком не более 5 лет.

    [6] в соответствии с частью девятой статьи 25 Закона, работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов

    [7] п.п. 16.12.2 единого перечня административных процедур

    [8] с указанием области аккредитации лаборатории, в соответствии с приложением к настоящему аттестату, поскольку выполнение измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды производится в соответствии с областью аккредитации

    [9] сведения представляются в произвольной форме, при этом подтверждением может служить, например, работа специалиста в составе аттестационной комиссии; в качестве исполнителя для измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды и др.

    [10] сведения предоставляются подписанные руководителем организации в произвольной форме. Сведения должны подтверждать наличие программного обеспечения и установление «модуля электронной формы предоставления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (МЭФ) в организации» в обновленной версии


    Комментарий к Закону Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»
    Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2013 г., одобрен Советом Республики Беларусь Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2013 г. и 12 июля 2013 г. подписан Президентом Республики Беларусь.

    Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (в новой редакции) (далее – Закон) состоит из преамбулы и семи глав:

    • Общие положения;

    • Государственное управление в области охраны труда;

    • Право работающих на охрану труда;

    • Особенности охраны труда отдельных категорий работающих;

    • Организация охраны труда;

    • Соответствие объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда;

    • Контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда.
    Глава 1 Закона «Общие положения» (статьи 1 - 4)

    В статье 1 Закона «Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения» введены ряд терминов «аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда», «инструктаж по охране труда», «обучение по вопросам охраны труда», «проверка знаний по вопросам охраны труда», «стажировка по вопросам охраны труда», «межотраслевые правила по охране труда», «отраслевые правила по охране труда» и даны к ним соответствующие определения.

    В Законе наряду с терминами «наниматель» и «работник» применены и уточнены термины:

    • работодатели – юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством;

    • работающие – физические лица, работающие по трудовым договорам (далее – работники), физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    Глава 2 Закона «Государственное управление в области охраны труда» (статьи 5 - 10)

    В этой главе обобщены и конкретизированы основные принципы управления охраной труда на всех уровнях.

    В новой статье 5 Закона сформулированы и закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда. Данная норма направлена в том числе, на реализацию положений Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», ратифицированной Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 года, обязывающей государство разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

    В статьях 6 - 10 Закона устанавливаются полномочия органов государственного управления, обеспечивающие возможность реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на принципах и нормах Конституции и международных обязательств государства.

    Глава 3 Закона «Право работающих на охрану труда» (статьи 11 - 14)

    Статья 11 Закона предусматривает право работающего на отказ от выполнения работы, в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность. Определяется порядок отказа от выполнения работы и дальнейшие действия работника: «При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю, либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы».

    В части третьей этой статьи очерчен круг условий, отсутствие которых дает право работающему отказаться от исполнения гражданско-правового договора «в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором».

    Глава 4 Закона «Особенности охраны труда отдельных категорий работающих» (статьи 15 - 16)

    Закон дополнен статьями 15 «Охрана труда женщин» и 16 «Охрана труда несовершеннолетних». Введение этих статей обусловлено необходимостью распространения норм и гарантий в области охраны труда, предусмотренных статьями 262, 272, 274, 276 Трудового кодекса Республики Беларусь, на женщин и несовершеннолетних, привлекаемых к работам (оказанию услуг) работодателем на условиях гражданско-правового договора. При этом учтены особенности, связанные с занятием указанной категории профессиональным спортом, а также предусмотрено исключение из общей нормы, запрещающей привлечение лиц, моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам, – возможность привлечения к выполнению указанных работ обучающихся учреждений образования в возрасте от 16 до 18 лет при прохождении ими производственного обучения, практики. Вместе с тем, привлечение обучающихся к указанным работам ограничивается временем их выполнения – не более четырех часов в день.

    Глава 5 Закона «Организация охраны труда» (статьи 17 - 32)

    В статье 17 Закона уточняются обязанности работодателя по обеспечению охраны труда, в статье 18 Закона - его права в области охраны труда.

    Статьей 20 Закона предусматриваются дополнительные возможности нанимателя в части организации работы по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

    Поскольку должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек, то при меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо. Указанные положения дополняются нормой, согласно которой в случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное(го) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

    В статью 21 Закона «Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)» вводятся нормы, предусматривающие, что:

    • служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю;

    • предписание специалиста по охране труда может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме;

    • полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами. Ввиду того, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» холдинги не являются юридическими лицами, возникла необходимость урегулирования полномочий служб охраны труда в таких объединениях организаций.
    Статьей 22 Закона определяется механизм реализации положения о возможности привлечения для оказания услуг в области охраны труда юридического лица или индивидуального предпринимателя: «в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем». При этом к услугам в области охраны труда относятся осуществление функций специалиста по охране труда и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

    В статье 23 Закона регламентируются вопросы, касающиеся аккредитации юридических лиц (индивидуального предпринимателя) на оказание услуг в области охраны труда, в том числе определяются цели осуществления аккредитации, принципы проведения аккредитации; государственный орган, осуществляющий аккредитацию, формирующий и ведущий реестр юридических ли юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. Полномочия по осуществлению аккредитации и ведению указанного реестра возлагаются на Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра аккредитованных субъектов, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.

    Статьей 25 Закона устанавливается, что работники организаций (индивидуальные предприниматели), оказывающие услуги в области охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

    С целью упрощения механизма прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда, в данную статью включена норма, допускающая прохождение работающими такой проверки знаний в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

    Статья 26 Закона дополняется нормой, предусматривающей, что в инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации. Это связано с тем, что инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг. При этом в инструкции включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

    Статья 27 Закона, регламентирующая вопросы медицинских осмотров и освидетельствования некоторых категорий работающих, направлена на достижение целей профилактики производственного травматизма, в том числе по борьбе с пьянством как одной из его причин, реализацию конституционных положений о гарантированности государством прав на здоровые и безопасные условия труда, охрану здоровья.

    В дополнение к ранее предусмотренным видам медицинских осмотров устанавливается, что работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, будет определяться Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения с участием заинтересованных (например, это могут быть машинисты или операторы, управляющие объектами повышенной опасности: газораспределительными станциями, мощными паровыми котлами и т.д.). Порядок проведения указанных медосмотров и освидетельствования будет установлен этими же органами.

    Наряду с обязанностью работодателя осуществлять в определенных случаях предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения статьей 18 Закона предусматривается его право проводить такое освидетельствование работающих с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин). Эта норма направлена на упрощение процедуры отстранения работника от работы в случае употребления и алкогольных напитков. Данное право может быть реализовано работодателем только при наличии достаточных оснований (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, затруднение при сохранении равновесия и др.). В настоящее время приборный контроль либо медицинское освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения предусмотрены только в случае административного или уголовного-процессуального производства. Этот порядок установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 497.

    Законом вводится статья 29 «Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях», которой устанавливается норма, расширяющую норму статьи 135 Трудового кодекса Республики Беларусь. Помимо перерывов, связанных с особенностями выполнения отдельных видов работ, нанимателю предоставлено право самостоятельно принимать решение об изменении режима работы, с целью исключения причинения вреда жизни и здоровью работников при сильной жаре и сильном морозе.

    Справочно: В соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.10-06-2008 "Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения» сильный мороз – минимальная температура воздуха -25 – -34оС; сильная жара – максимальная температура воздуха + 30 - + 34оС. В настоящее время решение об изменении режима работы может принять только местный орган исполнительной власти.

    Глава 6 Закона «Соответствие объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда» (статьи 33 - 37)

    Ввиду того, что в организациях эксплуатируются здания и помещения различного назначения (производственные, общественные, административные), внесены изменения в части исключения термина «производственные» применительно к термину «здания» в статье 34 «Соответствие зданий (помещений) требованиям по охране труда.

    Иные изменения и дополнения, предусмотренные Законом, связаны с приведением его норм в соответствие с указами Президента Республики Беларусь, регулирующими вопросы контрольной (надзорной) и страховой деятельности (от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», от 06.05.2010 № 240«Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности»),Кодексом об образовании Республики Беларусь, Законом Республики Беларусьот 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Республики Беларусь от10 января 2000 года«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»и других законодательных актов.

    В целом Закон предусматривает создание правовых предпосылок для дальнейшего развития законодательства об охране труда.

    О предоставлении дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
    Порядок, условия предоставления дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (далее, если не установлено иное, - дополнительный отпуск) установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).

    С целью реализации части второй статьи 164 Трудового кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. (далее – Трудовой кодекс) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2014 г. № 679 «О внесении изменений и дополнений в постановление Cовета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73» (далее – постановление № 679).

    Постановлением № 679 законодательно закреплена существующая практика предоставления дополнительного отпуска, а именно определены:

    • периоды, включаемые в рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск;

    • условия, при котором работник имеет право на предоставление полного дополнительного отпуска;

    • порядок предоставления работнику дополнительного отпуска авансом.
    Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется работнику на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) в зависимости от класса (степени) вредности или опасности условий труда продолжительностью согласно приложению 1 к постановлению № 73.

    Если аттестация проведена в течение рабочего года работника, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется пропорционально отработанному времени: до проведения аттестации - на условиях, действовавших до ее проведения (по результатам предыдущей аттестации), за остальное время рабочего года - по результатам вновь проведенной аттестации.

    Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью, указанной в приложении 1 к постановлению № 73 (т.е. в полном объеме), предоставляется работнику при условии, если он в течение всего рабочего года (12 месяцев) работал с вредными и (или) опасными условиями труда.

    При этом предусматривается, что в рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включаются:

    • дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день ;

    • выходные, государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями, непосредственно следующие за днями, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день;

    • период нахождения в трудовом отпуске.
    Аналогичные периоды включаются и в рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы:

    • работникам, занятым на подземных горных работах в рудниках (шахтах), открытых горных работах, работах на поверхности рудников (шахт), транспортировке и рудоподготовке, обогащении полезных ископаемых (п.п.1.2.1 пункта 1 постановления № 73);

    • работникам, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений (п.п.1.2.3 пункта 1 постановления № 73);

    • работникам лабораторий государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (п.п.1.2.7 пункта 1 постановления № 73);

    • работникам, занятым в лесном хозяйстве (п.п.1.2.8 пункта 1 постановления № 73).
    Если на дату ухода в трудовой отпуск работник не был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение всего рабочего года, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется ему продолжительностью, исчисленной пропорционально отработанному в таких условиях времени.

    Учет фактически отработанного работниками рабочего времени на работах (профессиях, должностях), а также в условиях, дающих право на предоставление им дополнительного отпуска, ведется в соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса.

    С учетом периодов, включаемых в рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск (часть вторая статьи 164 Трудового кодекса), постановлением № 679 закреплена норма, обязывающая нанимателя до окончания рабочего года, за который предоставляется трудовой отпуск, предоставить дополнительный отпуск или оставшуюся часть этого отпуска продолжительностью, исчисленной пропорционально отработанному в таких условиях времени.

    При этом, согласно части третьей подпункта 1.4 пункта 1 постановления № 679 дополнительный отпуск за особый характер работы или оставшаяся его часть предоставляется продолжительностью, исчисленной пропорционально отработанному в таких условиях времени, работникам, занятым на подземных горных работах в рудниках (шахтах), открытых горных работах, работах на поверхности рудников (шахт), транспортировке и рудоподготовке, обогащении полезных ископаемых; работникам, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений; работникам организаций Республики Беларусь, направленным на работу в страны с тяжелыми климатическими условиями; работникам лабораторий государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; работникам, занятым в лесном хозяйстве; работникам государственного театрально-зрелищного учреждения «Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь», учреждения «Белорусский государственный музыкальный театр».

    Продолжительность полагающегося работнику дополнительного отпуска пропорционально отработанному времени рассчитывается по нормам статьи 177 Трудового кодекса.

    Например, работнику с 04.08.2014 предоставляется трудовой отпуск за рабочий год с 30.12.2013 по 29.12.2014. Условия труда работника по результатам аттестации соответствуют классу 3.1. По результатам аттестации он имеет право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью 4 календарных дня. Период временной нетрудоспособности с 29.12.2013 по 01.08.2014 (до момента ухода в отпуск) составил 20 календарных дней, период временного перевода в связи с производственной необходимостью (статья 33 Трудового кодекса) – 15 календарных дней.

    Таким образом, 35 календарных дней будут исключаться из количества календарных дней, которые используются для расчета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    За период с 30.12.2013 по 03.08.2014 работник отработал 183 (218-35) календарных дня.

    Расчет отработанных в рабочем году полных месяцев производится следующим образом:

      183 : 29,7 (среднемесячное количество календарных дней) = 6,16, что составляет, с учетом округления, 6 полных месяцев.
    Число календарных дней дополнительного отпуска, приходящегося на 1 месяц (4:12), составит 0,33.

    Число дней дополнительного отпуска составит 2 дня (0,33×6).

    Постановление № 679 предусматривает возможность предоставления работнику дополнительного отпуска авансом полностью, если основной отпуск предоставляется авансом полностью.

    Как следует из изложенного, речь идет о праве нанимателя при предоставлении трудового отпуска авансом самостоятельно определять, в каком объеме (полностью или пропорционально отработанному времени) будет предоставляться дополнительный отпуск. При этом наниматель вправе закрепить данное положение в локальном нормативном правовом акте (например, в коллективном договоре).

    В случае принятия нанимателем решения о предоставлении дополнительного отпуска авансом, постановление № 679 определило, что если сумма периодов (дней), включаемых в рабочий год, за который дополнительный отпуск предоставлен авансом, меньше 12 календарных месяцев, в следующем рабочем году сумма периодов, включаемых в рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск, уменьшается на соответствующее количество календарных дней.